Мария Коленко Бессмертная классика. Театралы со всего мира отдают ей дань уважения и не перестают радовать зрителей новыми, порой нетривиальными постановками. Как в этом деле не опошлить, а приукрасить и обновить всеми известную историю, знают актеры театра имени Лермонтова. На международном фестивале исполнительских искусств “Откровение-2016” в Алматы они представили хулиганскую постановку “Ромео и Джульетта”
“Для нас огромная честь и большое удовольствие быть партнером такого представительного фестиваля. Третий год театр Лермонтова предоставляет свою площадку, и, надо сказать, отчасти этот интерес не бескорыстен. Потому что эта информация дорогого стоит. Только благодаря фестивалю мы можем узнать о каких-то современных тенденциях, процессах, происходящих на мировом театральном пространстве. Ни для кого не секрет, что театры, особенно государственные, вынуждены вариться в собственном соку, и в таких условиях, будучи загнанными в такие рамки, ни о каком развитии не может быть и речи. Фестиваль дает возможность выбраться из этого порочного круга в какую-то другую галактику. Что там скрывать, театралы живут от фестиваля до фестиваля и ждут этого как отдушину. Особенно волнительно для нас. В прошлом году мы хотели принять участие в фестивале, но не вписывались в формат с нашими постановками. Но в прошлом году у нас состоялись две достаточно интересные премьеры, и связаны они были с приглашениями режиссеров из Прибалтики. Спектакль, который мы покажем, - это самая хулиганская без преувеличения постановка “Ромео и Джульетта”. Нам очень интересно, как ее оценят эксперты”, - рассказал заведующий литературной частью ГАРТД имени Лермонтова Алексей Гостев.
Спектакль “Ромео и Джульетта” был показан в третий день фестиваля “Откровение”. Большой зал театра не был заполнен. На протяжении более трех часов зрители наблюдали за самой романтичной историей всех времен. Открытые, ничем не приукрашенные конструкции, удлиненная сцена и знакомые герои. Но знаем ли мы их на самом деле? Духовный отец Лоренцио (лауреат премии “Еңлiкгүл” Виталий Багрянцев) в начале спектакля, стоя в театральной яме со стаканом и бутылкой водки, рассказывает повесть о возлюбленных, печальнее которой не найти. Под конец своего монолога он достает два черепа и начинает спрашивать что-то у них, этакая отсылка к не менее известной шекспировской истории “Гамлет”. Джульетта (Виктория Павленко) с пышной копной волос, в очках, джинсовых мини-шортах, гетрах, ассиметричной легкой кофточке разгуливает по сцене в модных кедах и на балкончик выходит не только для встречи с возлюбленным, но и подымить. Ее озорству нет предела, а вера в чистую и настоящую любовь настолько сильна, что можно наблюдать часами, как она готовится и ждет своего Ромео (Максим Лукоянов). Даже колдовала, гадала и танцевала ритуальные танцы! Ее возлюбленный Ромео в розовой рубашке, коричневом жилете и штанах с кожаной накладкой не прочь порезвиться с друзьями, играя в войнушку и поражая соперников струей из современного водяного пистолета. Решив все “довенчательные” дела, прилетел на крыльях любви к своим друзьям и, как полагается у реальных пацанов, проставился пивом. Костюмы хочется выделить отдельно. Мастерская работа Любови Возжениковой приковывала взгляды. Смелые решения, далеко не веронская мода прошлых веков, при этом весь облик героев не смотрится вульгарно или же как насмешка. Синьора Капулетти (заслуженный деятель РК, лауреат Госпремии РК Ирина Лесбак) разгуливала в фэшн-нарядах с популярными в этом сезоне головными уборами - тюрбанами. Наряды только подчеркивали ее статус и состоятельность. Кормилица и няня Джульетты (заслуженная артистка РК Татьяна Банченко) пыталась уладить непростые семейные баталии в длинном джинсовом платье, разноцветных колготках и в обуви на платформе. Хам и дебошир Меркуцио (Роман Жуков), не лезущий в карман за словом, не ставящий акценты на чины, в одной сцене, казалось, несколько перегнул палку во время беседы с Тибальтом (Илья Шилкин) - фрагмент с ширинкой и платком. Но как он был убедителен. Режиссер-постановщик и музыкальный оформитель спектакля Гиорги Маргвелашвили (Грузия) окатил зрителей “Лермонтовки” новой театральной волной. Трансформация тела Тибальта в спящих в кровати Ромео и Джульетту - смелое решение. Никогда не узнаешь, что или кто прячется под белой простыней, не сдернув ее. Такое прочтение классики придется по нраву молодому поколению. Обновлять классику нужно, главное - сохранить суть истории. |