Мадина Меирханова Пока падают цены на нефть и отечественную валюту, в стране полным ходом идет приватизация. Вторую волну распродажи госсобственности продлили до 2020 года, включив в нее весьма интересные для инвесторов объекты
Когда запустили два года назад массовую приватизацию госсобственности (включая собственно государственную собственность, коммунальные объекты и имущество квазигосударственного сектора), наблюдатели лишь хихикнули: государство избавляется от неинтересных и неприбыльных объектов. Тогда массово выставили на продажу разного рода центры обучения языкам и здоровому образу жизни, районные газеты и похоронные бюро, предприятия по очистке территорий и “консалтинговые компании”. В общем, все то, что тяжким грузом висело на бюджетной сфере и держалось лишь исключительно благодаря государственному заказу. Впрочем, среди объектов были и весьма любопытные, наделавшие немало шума в обществе. Так, алматинцы долго шумели о продаже Дворца Республики, пока общими усилиями (и горожане, и сами власти) не разобрались, что продают не само здание, а лишь обслуживающее его ТОО. Под продажу попали пара футбольных клубов и даже ботанические сады и скверы. Складывалось ощущение, что список объектов на продажу готовили в предельно короткие сроки, не понимая, зачем это надо. И лишь с течением времени и ростом народного недовольства поняли, что наделали, и принялись за исправление ситуации.
К обновлению “второй волны” подходили более взвешенно. Хотя бы просто потому, что первый опыт продаж показал, что бизнес, на деньги которого так рассчитывали продавцы, в предложенных объектах не особо заинтересован. А самые лакомые кусочки ему просто недоступны - большинство объектов квазигосударственного сектора (входящие в состав ФНБ “Самрук-Казына”, нацкомпаний, холдингов и СПК) продавались в закрытом режиме через тендеры совладельцам этих же компаний. По просьбе бизнеса “продавать так продавать” и поручению президента на этот раз на продажу выставили едва ли не самые “вкусные” объекты казахстанской госсобственности. Тут и “Казкосмос”, и “Казавтодор”, аэропорты нескольких городов, центр приграничного сотрудничества “Хоргос”, парк ядерных технологий, санаторий “Алматы”, доли акций “Эйр Астана” и “Казак Эйр”. Но самое интересное - Казахстан намерен продать то, что еще несколько лет назад выкупил у частных инвесторов. В том числе Атырауский нефтеперерабатывающий завод и Павлодарский нефтехимический завод. Всего 65 объектов, объединенных в список ТОП-65 и представляющих едва ли не главное богатство страны. Оценочная стоимость каждого из этих объектов свыше пяти миллиардов тенге. Власти уже сообщили, что проведены предварительные переговоры с потенциальными международными консалтинговыми компаниями. И после выбора глобального консультанта специального проектного офиса по его рекомендациям и согласованной цене комитет государственного имущества и приватизации Минфина выберет консультантов на 13 республиканских объектов, по квазигоссектору такие договора заключат холдинги. И только после этого начнется предпродажная подготовка объектов и будет выбран наилучший метод торгов. При этом обещают, что население будет иметь возможность следить за процессом едва ли не в онлайн-режиме. В чем, впрочем, есть сомнения. До сих пор лакомые куски уходили “в обход” народного зрения. И теперь вновь возникает вопрос о подконтрольности процесса. А заодно и о том, зачем потребовалось продавать такие “интересные” объекты в период, когда цены (в долларах, разумеется) везде падают?
Астана |