|
Ольга Шишанова Принц с зеленой ветки Столица с нетерпением замерла в ожидании самого новогоднего спектакля “Щелкунчик” в постановке легендарного хореографа Юрия Григоровича. Представление сказочного балета состоится в самом конце декабря на главной сцене театра “Астана Опера”. Накануне своими впечатлениями о новогоднем балете с “НП” поделились его солисты - Таир Гатауов и Мадина Басбаева
- Таир, расскажите о своей творческой деятельности - еще до Щелкунчика. - Балетом я занимаюсь с девяти лет, с того времени, как поступил в Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнева. Затем по приглашению нынешнего главного балетмейстера “Астана Опера” Турсынбека Нуркалиева я оказался в столичном Театре оперы и балета имени К. Байсеитовой. Ведущим солистом я стал не сразу, а работал, как и все начинающие артисты, в массе, но я не огорчался - мне очень нравилось танцевать вместе со всеми, просто выходить на сцену, радовать публику. Потом постепенно руководство во мне заметило потенциал. Я стал танцевать корифейские партии - па-де-де, па-де-труа, у меня появилась возможность выделиться среди нескольких солистов. Начали приглашать на ответственные концерты, затем были дуэтные выступления и наконец соло.

- Как дальше развивалась ваша карьера? - Спустя время я танцевал уже только ведущие партии, одновременно успевая посещать международные конкурсы балетного искусства, где занимали призовые места мои партнерши. Я же в этих случаях получал только диплом с характеристиками о способностях, артистичности. Так было на международном конкурсе в Варне, который гремел в свое время, в нем было сложно пройти даже на третий тур, но мы с партнершей сумели это сделать. Так было и на конкурсе имени Р. Нуриева в Будапеште, на московских конкурсах, где моя партнерша взяла третью премию, а я - диплом. Так, шаг за шагом, добавляя в свою творческую копилку вот эти выступления, ко мне с годами пришел опыт. Теперь у меня есть возможность танцевать на сцене “Астана Опера”, используя весь свой багаж опыта, показывать нашим зрителям, на что я способен.

- Таир, расскажите об амплуа и о своих героях, которых вы представляете на сцене? - Честно говоря, мне больше всего нравится исполнять классические партии. Это роль Дезире в “Спящей красавице”, принц Зигфрид в “Лебедином озере”, а также романтически-драматический герой Ромео. Кроме того, в моей танцевальной практике есть одна отрицательная роль - это римский полководец Красс в спектакле “Спартак”. Я танцевал премьеру этого спектакля, который был поставлен Юрием Григоровичем, и мне было достаточно тяжело выйти потом из этого образа - настолько я им проникся. Ведь когда ты настраиваешься перед спектаклем на определенную роль, в данном случае - Красса, ты начинаешь вести себя как знатный римлянин и в обычной жизни. Потому что надо выглядеть так, чтобы зритель поверил тебе. - Чем отличается постановка балета “Щелкунчик”, который шел ранее в столичном театре имени К. Байсеитовой в 2005 году, от сегодняшней в “Астана Опера”? - Тогда у нас была постановка в редакции Льва Иванова, рассчитанная на ту сцену, что была в Театре оперы и балета имени К. Байсеитовой - спектакль был задорный, веселый, на который всегда в основном приходили дети. Нравился он и нам, ведь “Щелкунчик” - это вечный балет, только редакции разные. А постановка Юрия Григоровича, которую мы танцуем в “Астана Опера”, - более “взрослая”. Во-первых, Маша - главная героиня - в данном случае проходит период юношеского становления, встречая в итоге в своих мечтах юного принца и даря новогоднюю сказку зрителю. Во-вторых, мы с партнершей передаем с помощью танца не только романтику любви, но и новогоднее сказочное настроение. Жаль, что все это происходит только во сне, а не в реальной жизни. - Ваши ощущения при исполнении роли Щелкунчика? - Если говорить о технической стороне, то партия очень сложная - по балетным меркам. Так как в ней есть не только главные па-де-де, но и сцены, которые надо буквально обыгрывать физически, у исполнителя главной роли должна быть при этом хорошая подготовка. Артист должен быть в тонусе, чтобы хорошо станцевать этот спектакль, оставаясь все время прекрасным принцем из сказки.

- Создает ли у вас новогоднее настроение этот спектакль? - Конечно. Во-первых, это музыка бессмертного Петра Чайковского, которая с детства у меня ассоциируется с Новым годом. Я, например, выходя на сцену танцевать этот спектакль, до сих пор внутри ощущаю детский трепет, предвкушение чего-то сказочного и волшебного, что может подарить только новогодняя сказка. - Мадина, а что скажете вы о вашей героине из волшебного балета “Щелкунчик”, роль которой вы танцуете накануне праздника? - Партия Марии сложна и необычна в постановке Юрия Григоровича. Однако мне она очень близка, поскольку я, можно сказать, начинала свой творческий путь с исполнения этой роли еще в столичном Театре оперы и балета имени К. Байсеитовой. На тот момент я осознавала себя маленькой девочкой из сказки, но по мере выступления я все больше проникалась ролью взрослеющей Марии. Скажу больше, это характерная для меня роль, она мне близка по моему складу. И я очень стараюсь передать все драматические коллизии, которые моей героине доводится пережить на протяжении всего спектакля. От восторгов маленького ребенка до влюбленности взрослеющей девушки, которая приходит накануне новогоднего праздника.

- А что вы чувствуете во время исполнения роли Марии в этом балете? - Я каждый раз стремлюсь донести до зрителя ощущение волшебства, предчувствие новогодних праздников. Например, в прошлом году мне довелось танцевать этот балет 31 декабря, и, что удивительно, в зале был аншлаг. Несмотря на предновогоднюю суету, публика встречала нас просто чудесно, а еще после спектакля новогодней атмосферы добавил пушистый снег, падающий на улице волшебными хлопьями...
Астана |