|
Алан Байтенов Счетный комитет сделал правдивое и для кого-то жестокое заявление - стройку века, транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай (ЗЕ-ЗК), не смогут завершить и в 2016 году. Отчасти по вине Казахстана. Напомним, что проект должны были закончить в 2012 году. Потом - в 2013-м. Далее сроки передвинули на 2015-й, а чуть погодя - на 2016-й. И дело оказывается не в финансировании - денег было достаточно. Причина в другом - строительство ведется с жесточайшим отставанием от графика, ПСД по участкам исполнены с нарушением, а 49 фрагментов дороги вообще не соответствуют нормам утвержденных ТЭО. Причем нам пришлось оплачивать неустойку за деньги, которые подрядчики так и не смогли использовать
На фоне массы событий тема строительства коридора в Европу отошла на второй план. Между тем проект превращается в долгострой и собирает все больше нарушений. И в этот раз обвинять кризис уже не получается. Любая проверка - это период повышенной напряженности. Тем более в том случае, если нарушения не скрыть и когда речь идет о стратегически важном для Казахстана проекте международного класса. Особенно на фоне того, что Китай и Россия практически завершили свой фронт работ. Так, Александр Гориянов, представитель Счетного комитета, указал - в рамках реализации проекта до сих пор не начаты работы над 32-километровым участком дороги Алматы - Кермес. Кроме того, строители даже не “трогали” пункт пропуска на границе с Китаем. Опасения вполне оправданны. Расчетное время строительства того самого 32-километрового участка Алматы - Кермес около 30 месяцев. То есть примерно 2,5 года. Тем самым если работы все же начнут в 2016 году, то сдадут проект не раньше 2018 года. “В результате есть высокий риск, что полноценное функционирование проекта “Западная Европа - Западный Китай” не будет реализовано и в 2016 году”, - сдержанно, но вполне жестко отметил Александр Гориянов. Это еще не все. Оказывается, добавил специалист, 49 участков дороги ЗЕ-ЗК не соответствуют утвержденным параметрам ТЭО. К тому же “некачественно разработаны ПСД по некоторым видам строительных работ на сумму 431 миллион тенге”. Кроме того, у Счетного комитета возникли вопросы и относительно стоимости одного километра дорог. Так, по одним участкам она составляла 393 миллиона тенге, а по другим достигала 1 миллиарда 101 миллиона тенге. И это происходило из-за включения в стоимость дополнительных трат. В частности, на работу над ошибками и просчетами. Господин Гориянов рассказал правду не только о сроках реализации проекта. Оказывается, есть сложности и с финансовой стороны. Но речь не о дефиците денег. В основном это перерасход из-за крайней нерасторопности подрядных организаций. “Сумма неэффективных расходов бюджета при несвоевременном освоении займов, состоящая из выплат кредиторам комиссий за резервирование средств по 10 займам, составила 180 миллионов тенге. К тому же из-за несвоевременного освоения часть займа была аннулирована. Это около 275 миллионов долларов США. Бюджет потерял около 400 тысяч долларов”, - поделился Гориянов. Действительно, ситуация не из лучших - деньги, что были выделены на строительство, оказывается, просто “висели”. Совершенно непозволительная роскошь, особенно не в самое благоприятное время. Кстати, это не окончательная сумма потерь, так как наша часть коридора еще не сдана.
К слову, с 2009 года по 1 октября 2015 года на проект было направлено 594 миллиарда тенге. Внешний заем - 509 миллиардов тенге. Из республиканского бюджета - 85 миллиардов тенге. Общая стоимость проекта - около 825 миллиардов тенге. В конце спича Счетный комитет “подвел черту”, в общей сложности, учитывая все подробности, “стоимость контрактов по строительным работам превысила смету на 22 миллиарда тенге”. Плюс сдвижение сроков ввода в эксплуатацию стратегически важного проекта как минимум на три года - до 2018-го. Ситуация, как говорится, не из самых приятных. Учитывая все вышесказанное, по процессу реализации проекта напрашивается полномасштабное расследование с привлечением прокуратуры. Правда, о намерении провести подобное разбирательство Счетный комитет почему-то не сообщил. Наверное, не так просто. Санкции, штрафы, отзыв лицензий и даже уголовное преследование за срыв международного мегапроекта только увеличат сроки реализации, что автоматически умножит и без того колоссальные потери. Впрочем, складывается такое впечатление, что все прекрасно понимают и, учитывая масштаб и значимость ЗЕ-ЗК, пользуются относительной безвыходностью положения. Ведь на самом деле сейчас очень сложно переформатировать подход и заменить дискредитировавших себя исполнителей. Поэтому и работать приходится с тем, что есть. Точнее, с теми, кто есть. И так, как у нас принято.
Международный транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай называют стройкой XXI века. Его протяженность - 8,5 тысячи километров. Наша часть пути - 2787 километров. Реконструкции подлежат 2452 километра. С этими километрами как раз и сложности, сообщает Счетный комитет. Дорога пройдет по территории Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. По плану дорога, кроме того что позволит увеличить транспортный поток из Китая примерно в 2,5 раза, также позволит создать и развить инфраструктуру по пути следования. Для Казахстана это не менее важно, учитывая обширные и малозаселенные территории. Кстати, специалисты Минтранскома неоднократно считали, сколько сможет приносить коридор Казахстану в год. Одна из самых обнадеживающих цифр - около 55 миллиардов тенге. Конечно же, если нам удастся завершить свою часть. |