|
Алла Иванилова На протяжении 20 лет в Казахстане ведется работа по великому переселению соотечественников на историческую родину. За это время в республику переехало более 300 тысяч семей, увеличив население страны почти на один миллион человек. Однако в последние годы количество возвратившихся на историческую родину репатриантов снизилось в десять раз
Казахстан - одна из первых республик СНГ, которая после обретения независимости занялась вопросом репатриации. С 1993 года установлена ежегодная квота иммиграции оралманов. В первые годы на родину вернулось всего несколько тысяч семей. Но с каждым годом количество желающих переехать на ПМЖ в Казахстан росло. Начиная с 2009 года квота составляла 20 тысяч семей. Многие семьи из Узбекистана, Кыргызстана, Монголии и Китая стали переезжать на историческую родину, тем более что казахстанские власти только шли им на встречу. В частности, была упрощена визовая процедура. В статусе оралмана переезжающие находились лишь один год, что способствовало ускоренному оформлению документов при получении казахстанского гражданства. В целях улучшения качества жизни репатриантов в 2009-2011 годах была реализована программа “Нурлы кош”, в рамках которой в “свободных” областях строилось жилье, создавались рабочие места. При переезде оралманам и членам их семей, включенным в квоту на иммиграцию, кроме льгот, компенсаций, пособий и других видов социальной помощи предоставлялись дополнительные льготы - единовременные пособия в зависимости от региона расселения и включающие затраты на первичную адаптацию, проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества. Кроме того, им выделялись средства на приобретение жилья или получение льготного кредитного займа для строительства, восстановления или покупки жилплощади. Также власти помогали с трудоустройством, повышением квалификации и освоением новой профессии, создавали условия для изучения государственного и русского языков, выделяли квоты для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения, места в дошкольных учреждениях. Бюджетные расходы на эти цели ежегодно росли, и к 2013 году они составляли более 16 миллиардов.
В целом за 20 лет в Казахстан переселилось 955 тысяч оралманов. Однако за последние два года, после того как власти были вынуждены принять жесткие меры, количество возвратившихся на историческую родину резко сократилось. Если в 2013 году в республику на ПМЖ прибыло 35 тысяч оралманов, то в 2014-м уже 8,5 тысячи, а в 2015 году только 3,5 тысячи. Поправки, внесенные в некоторые законодательные акты по вопросам миграции в 2013 году, упразднили квоту на расселения и отменили все материальные выплаты, а также существенно ограничили возможность получения статуса оралмана и гражданство страны. Стать гражданином Казахстана “возвращенцы” могли только через четыре года. Также переселенцы вначале должны получить постоянную регистрацию, пройти проверку и только после этого - вид на жительство. Начать такую жесткую политику чиновников заставило неравномерное расселение оралманов: сегодня 60 процентов проживают и без того в густонаселенных регионах страны - Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. Государственные мужи попытались рационально подойти к этому процессу, определив регионы для проживания. Единовременное пособие тем, кто едет на север, более чем в два раза больше, чем тем, кто выбирает южное направление. Теперь, получив материальную помощь, квотированные оралманы не могут в течение первых трех лет выезжать за пределы области, в которую они приехали, и в течение пяти лет покидать границы Казахстана. Такие правила также были установлены после того, как в республике участились случаи, когда репатрианты после получения подъемных возвращались обратно домой либо подавались в другие регионы Казахстана. В случае же переезда из “пункта назначении” или за границу оралманы должны вернуть в бюджет единовременное пособие, которое им выделило государство. Этой мерой правительство хотело как-то удержать переселенцев на новом месте. Однако, как показывает опыт, мигрантов не привяжешь к одному месту. Большинство из них стараются поселиться в регионах, находящихся по соседству с той страной, где они до этого жили. Впрочем, страна уже не так нуждается в трудовых и демографических ресурсах. Возможно, поэтому чиновники взяли тайм-аут и приостановили финансовую поддержку семей репатриантов. Есть еще одна причина временной “заморозки” программы переселения оралманов. Как показывает практика, не только сами “возвращенцы” обогащаются за счет нее, но и некоторые должностные лица. “Аферисты” оформляли на переселенцев квоты для получения социальной помощи, используя реальные документы и паспорта жителей сопредельных государств, которые, как потом выяснилось, не переезжали в Казахстан. Да и как признавались в Министерстве внутренних дел, по существующей схеме трудно отследить вернувшихся репатриантов после того, как они получат матпомощь. Кроме того, процесс адаптации “возвращенцев” проходит не очень гладко. Есть вопросы с выделением земельных участков под строительство жилья и хозяйственную деятельность. Не все оралманы могут подтвердить свою платежеспособность при приобретении ипотечного жилья. Учитывая, что основная масса переселенцев имеет образование среднее или ниже среднего и живут они в густонаселенных регионах, существуют проблемы с их трудоустройством. Помимо бюрократических проволочек возвращению этнических казахов на историческую родину препятствует общественное мнение местного населения. “Зачем они здесь нужны? Лучше на эти деньги построили бы детсады, больницы”, - такие комментарии можно встретить иной раз. Некоторые казахстанцы воспринимают оралманов как “других”. Известно, что большая часть казахов эмигрировала из Казахстана в трудные годы коллективизации и среди них были в основной своей массе зажиточные скотоводы, баи, представители “белой кости”. Отсюда и негативное восприятие переселенцев. Поэтому есть мнение, что не надо предоставлять специальные привилегии оралманам, таким образом создавая недовольство местного населения. Те, кто решил вернуться на родину, должны сами приспосабливаться к конкурентной среде и таким образом поднимать экономику Казахстана.
Астана |