ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ЗОЛОТОЙ МИЛЛИОН Горячие новости / События

Алла Иванилова
На протяжении 20 лет в Казахстане ведется работа по великому переселению соотечественников на историческую родину. За это время в республику переехало более 300 тысяч семей, увеличив население страны почти на один миллион человек. Однако в последние годы количество возвратившихся на историческую родину репатриантов снизилось в десять раз

Казахстан - одна из первых республик СНГ, которая после обретения независимости занялась вопросом репатриации. С 1993 года установлена ежегодная квота иммиграции оралманов. В первые годы на родину вернулось всего несколько тысяч семей. Но с каждым годом количество желающих переехать на ПМЖ в Казахстан росло. Начиная с 2009 года квота составляла 20 тысяч семей. Многие семьи из Узбекистана, Кыргызстана, Монголии и Китая стали переезжать на историческую родину, тем более что казахстанские власти только шли им на встречу. В частности, была упрощена визовая процедура. В статусе оралмана переезжающие находились лишь один год, что способствовало ускоренному оформлению документов при получении казахстанского гражданства.
В целях улучшения качества жизни репатриантов в 2009-2011 годах была реализована программа “Нурлы кош”, в рамках которой в “свободных” областях строилось жилье, создавались рабочие места. При переезде оралманам и членам их семей, включенным в квоту на иммиграцию, кроме льгот, компенсаций, пособий и других видов социальной помощи предоставлялись дополнительные льготы - единовременные пособия в зависимости от региона расселения и включающие затраты на первичную адаптацию, проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества. Кроме того, им выделялись средства на приобретение жилья или получение льготного кредитного займа для строительства, восстановления или покупки жилплощади. Также власти помогали с трудоустройством, повышением квалификации и освоением новой профессии, создавали условия для изучения государственного и русского языков, выделяли квоты для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения, места в дошкольных учреждениях. Бюджетные расходы на эти цели ежегодно росли, и к 2013 году они составляли более 16 миллиардов.

 

 

В целом за 20 лет в Казахстан переселилось 955 тысяч оралманов. Однако за последние два года, после того как власти были вынуждены принять жесткие меры, количество возвратившихся на историческую родину резко сократилось. Если в 2013 году в республику на ПМЖ прибыло 35 тысяч оралманов, то в 2014-м уже 8,5 тысячи, а в 2015 году только 3,5 тысячи. Поправки, внесенные в некоторые законодательные акты по вопросам миграции в 2013 году, упразднили квоту на расселения и отменили все материальные выплаты, а также существенно ограничили возможность получения статуса оралмана и гражданство страны. Стать гражданином Казахстана “возвращенцы” могли только через четыре года. Также переселенцы вначале должны получить постоянную регистрацию, пройти проверку и только после этого - вид на жительство.
Начать такую жесткую политику чиновников заставило неравномерное расселение оралманов: сегодня 60 процентов проживают и без того в густонаселенных регионах страны - Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. Государственные мужи попытались рационально подойти к этому процессу, определив регионы для проживания. Единовременное пособие тем, кто едет на север, более чем в два раза больше, чем тем, кто выбирает южное направление. Теперь, получив материальную помощь, квотированные оралманы не могут в течение первых трех лет выезжать за пределы области, в которую они приехали, и в течение пяти лет покидать границы Казахстана. Такие правила также были установлены после того, как в республике участились случаи, когда репатрианты после получения подъемных возвращались обратно домой либо подавались в другие регионы Казахстана.
В случае же переезда из “пункта назначении” или за границу оралманы должны вернуть в бюджет единовременное пособие, которое им выделило государство.
Этой мерой правительство хотело как-то удержать переселенцев на новом месте. Однако, как показывает опыт, мигрантов не привяжешь к одному месту. Большинство из них стараются поселиться в регионах, находящихся по соседству с той страной, где они до этого жили. Впрочем, страна уже не так нуждается в трудовых и демографических ресурсах. Возможно, поэтому чиновники взяли тайм-аут и приостановили финансовую поддержку семей репатриантов.
Есть еще одна причина временной “заморозки” программы переселения оралманов. Как показывает практика, не только сами “возвращенцы” обогащаются за счет нее, но и некоторые должностные лица. “Аферисты” оформляли на переселенцев квоты для получения социальной помощи, используя реальные документы и паспорта жителей сопредельных государств, которые, как потом выяснилось, не переезжали в Казахстан. Да и как признавались в Министерстве внутренних дел, по существующей схеме трудно отследить вернувшихся репатриантов после того, как они получат матпомощь.
Кроме того, процесс адаптации “возвращенцев” проходит не очень гладко. Есть вопросы с выделением земельных участков под строительство жилья и хозяйственную деятельность. Не все оралманы могут подтвердить свою платежеспособность при приобретении ипотечного жилья. Учитывая, что основная масса переселенцев имеет образование среднее или ниже среднего и живут они в густонаселенных регионах, существуют проблемы с их трудоустройством.
Помимо бюрократических проволочек возвращению этнических казахов на историческую родину препятствует общественное мнение местного населения. “Зачем они здесь нужны? Лучше на эти деньги построили бы детсады, больницы”, - такие комментарии можно встретить иной раз. Некоторые казахстанцы воспринимают оралманов как “других”. Известно, что большая часть казахов эмигрировала из Казахстана в трудные годы коллективизации и среди них были в основной своей массе зажиточные скотоводы, баи, представители “белой кости”. Отсюда и негативное восприятие переселенцев. Поэтому есть мнение, что не надо предоставлять специальные привилегии оралманам, таким образом создавая недовольство местного населения. Те, кто решил вернуться на родину, должны сами приспосабливаться к конкурентной среде и таким образом поднимать экономику Казахстана.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение