Ольга Шишанова В Казахстане накопилось свыше 30 миллиардов тонн техногенно-минеральных образований (ТМО), или, попросту говоря, шлаковых отходов, которые все отрицательнее воздействуют на окружающую среду, хотя могли бы послужить прекрасным сырьем после вторичной переработки. Вот только заняться этим некому
Основное количество отходов в республике сегодня создали горнодобывающая и металлургическая промышленности - почти 20 миллиардов тонн, причем из руд в цветной металлургии в основном извлекаются от силы два-три процента полезных элементов, а остальные 97-98 процентов идут на отвал. Это так называемые техногенно-минеральные образования, которые, будучи ненужными после первичной переработки, остаются в открытых карьерах, как это происходит, например, сегодня вдоль ремонтируемой трассы Астана - Караганда. Между тем известно, что вокруг той же Караганды накоплено в отвалах множество доменного шлака, оставшегося после выплавки чугуна, то есть ТМО. И он, как считают специалисты института КазДорНИИ, вполне пригоден не только в качестве дорожного покрытия, но и как строительный материал в качестве добавки в цемент. Однако профильное министерство от этого отказалось еще в 2013 году, а министр Асет Исекешев и вовсе посоветовал депутату мажилиса парламента РК Андрею Бегенееву, который вышел с этим предложением на правительство, обратиться в ведомство охраны окружающей среды.
Однако и там посчитали, что возить отработанный в доменных печах шлак за сто километров до строящегося полотна дороги слишком дорого. А вот провести выработку горных пород древнейшего казахского мелкосопочника, то есть попросту разрыть сопки, нанести вред окружающей среде и возможным древним памятникам археологии, оказалось дешевле. Что ж, может, оно и так. Но вот только вопрос использования шлаков в качестве вторичного сырья висел в воздухе даже тогда, когда возводимая дорога начала по мере строительства от Астаны приближаться к Караганде и Темиртау. Вопрос сдвинулся с мертвой точки только тогда, когда компании, в чьем ведении находятся упомянутые шлаковые отвалы, не иначе как под влиянием моды на аутсорсинг передали их другой фирме, которая с удовольствием взялась за переработку и поставку ТМО в качестве дорожного покрытия. Понятно, говорит мажилисмен Бегенеев, что при строительстве дорог не приходится надеяться лишь на доменные отходы, поскольку необходимо пользоваться и другими строительными материалами, но в стране не должно уходить сквозь пальцы использование вторичного сырья, тех же ТМО. Ведь из доменного шлака с минимальными затратами можно делать хорошую брусчатку, шлакоблоки, теплоизоляционную минвату... Что же касается подлежащих консервации, но заброшенных котлованов, то они вполне могут и должны быть рекультивированы. Где-то засыпаны, где-то засажены специальными растениями - таких отвалов с ТМО много по всему Казахстану, во всех регионах, где только есть металлургические комбинаты, например, в окрестностях того же Усть-Каменогорска в Восточном Казахстане.
Астана |