|
Константин Маскаев Дети и деньги Уровень знаний многих даже взрослых казахстанцев о финансах находится на низком уровне. С этим трудно спорить. Так сложилось исторически. Большинство платежеспособных граждан родилось в эпоху, когда деньги либо зло, либо их было достаточно для тех скромных запросов, на которые можно было замахнуться, чтобы при этом оставаться в границах скромности и социальной справедливости. Большинству удавалось без особого труда откладывать и копить, не прибегая при этом к инвестиционным инструментам. О рынке ценных бумаг, играх с валютами мы имели весьма отдаленное представление. А понятие “финансовый кризис” к нашему обществу уж точно никак не относилось. Любопытно, что сегодня в сфере финансов мы ничуть не успешнее нас вчерашних, но о кризисе теперь знаем гораздо больше. Во всяком случае, многие чувствуют, как он хозяйничает в наших карманах невидимой рукой
Представители общественного Фонда женского лидерства взялись исправить этот пробел. О фонде известно, что это отечественная общественная организация, созданная для содействия формированию культуры гендерных отношений в обществе, защиты прав и интересов женщин, детей и семейных ценностей. В данном случае начали они с самой отзывчивой и любознательной аудитории. Разработали факультативную программу семинарских занятий и обкатали ее в нескольких алматинских школах. И даже создали соответствующий учебник, который так и назвали “Дети и деньги”. Оказалось, что в интересах современных детей деньги находятся далеко не на последнем месте. Во всяком случае они быстро усваивают, что деньги можно менять на желания. Разработчики начали с зарождения денег на заре товарно-денежных отношений, а привели все к попытке привить детям, ученикам 5-7-х классов, навыки управления деньгами в семье. Чтобы дети знали, откуда берутся деньги, из каких источников формируется семейный бюджет, как рационально планировать расходы, на что можно рассчитывать при существующих доходах родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. И как законно и стабильно расширить финансовые возможности. Проектный директор Фонда женского лидерства Светлана Богатырева замечает, что по результатам анкетирования менее 30 процентов семей регулярно ведут учет своего бюджета и личных финансов. Несмотря на то, что еще в августе 2009 года появился приказ Минобразования и науки “Об утверждении типовых учебных программ по основам экономики и финансовой грамотности”, с эффективной реализацией как-то не задалось. В большинстве школ финансовая грамотность просто не преподается. В некоторых случаях ее попытались интегрировать в предметы “Познание мира” или “Технология” - бывшие “Труды”. Например, изучая приемы кулинарии или ведения домашнего хозяйства, дети составляют калькуляцию блюда или считают расходы на ремонт или коммунальные услуги. Но этого явно недостаточно даже для формирования самых общих представлений о финансах. Представители фонда разделяют мнение, что школа должна готовить детей к жизни в современном мире, снабжать их знаниями, которые они смогут применять на практике. “Фонд женского лидерства” работает с женщинами-предпринимателями. И те сами, являясь родителями, говорят, как важно включать детей во все происходящие в семье процессы, в том числе экономические. Дети должны видеть, как зарабатываются деньги, участвовать в их распределении. Это позволит им более трезво оценивать возможности семьи, ценить и покупки, и подарки, и труд родителей. - На занятиях мы заметили, насколько детей увлекает финансовая тема, как мотивированно они выполняют задания, пишут собственные проекты, - делится впечатлениями Светлана. - Мы рады быть причастными к тому, что будущие активные граждане, специалисты, бизнесмены, а возможно, и руководители нашей страны уже с детства учатся ответственно относиться к вопросу финансов и финансовых операций. Уместно привести здесь наблюдение американского консультанта по вопросам руководства, преподавателя по искусству управления Стивена Кови, который сказал, что быстрее всего люди учатся в трех случаях - в детском возрасте, на тренингах и когда жизнь загоняет в угол. Сейчас ответственность и риск за принятие решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, государство доверило самим гражданам. Финансовые услуги становятся все разнообразнее. Как и финансовые “ловушки”. Необходимо делать осознанный выбор и трезво оценивать свои возможности. Не исключено, что в иные семьи это взвешенное и рациональное отношение привнесет именно ребенок. Пока лишь восемь школ приняли участие в проекте. В фонде знают, как вообще сложно “воткнуться” в и без того плотный график занятий сверх программы. Поэтому другой важной задачей проекта было построить занятия таким образом, чтобы ребята занимались с удовольствием, вовлекая в процесс своих родителей, одноклассников, преподавателей. Много было практики, квестов, анкет, игр с участием опытных тренеров. Учебник, о котором было сказано выше, оказался настолько популярным, что его перевели на разные языки и уже переиздали в России, Беларуси и Китае. Теперь переводят на английский. В продолжение пилотной программы в среду в Алматы провели олимпиаду по финансовой грамотности среди школ - участниц проекта. Мероприятие приурочили к Дню финансиста и провели при поддержке Национального банка. Теперь замахнулись на международную олимпиаду по предмету между командами Казахстана, России и Беларуси. Предварительно планируют провести ее в марте будущего года. Цель проекта - не только изучение азов финансовой деятельности со школьной скамьи, а формирование у детей правильного подхода к деньгам не как к средству удовлетворения сиюминутных потребностей, а как к финансам, которые могут увеличить дальнейший доход, а жизнь сделать интереснее и успешнее.
|