|
Ольга Шишанова В Национальной академической библиотеке столицы состоялся необычный вернисаж, приуроченный к столетнему юбилею начала Первой мировой войны. Организатором выставки выступило Посольство Франции в РК, а Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Казахстане Франсис Этьен любезно рассказал “НП” в эксклюзивном интервью о необычности данной экспозиции, которая уже успела побывать во многих странах, вызвав широкий резонанс
- Господин Посол, в чем художественная ценность этой выставки? - Здесь очень много ценностей. Первая - показать, как французы почитают память вот таких больших событий, одним из которых стала Первая мировая война. Вторая - это то, что мы можем представить молодому поколению нашу историю с новыми технологиями. Третья - то, что мы открыли здесь, в Астане, такую выставку, которая послужит очередным шагом для дальнейшего развития отношений между Казахстаном и Францией.
- У некоторых гостей выставки в петлице на костюме был небольшой цветок василька. Точно такие же цветы французы возлагали к памятникам своих героев Первой мировой войны... - Это символ в память погибших в то время французских героев-солдат. Во Франции есть традиция - ежегодно 11 ноября в память своих героев мы прикрепляем к одежде цветок василька синего цвета - символ наших героев-солдат. У англичан, австралийцев и новозеландцев - красный цветок в таких случаях используется. - Что значила для Франции, с вашей точки зрения, Первая мировая война? - Это национальная трагедия, которая травмировала всех, потому что полтора миллиона человек во Франции стали жертвами этой войны, это коснулось так или иначе всех французских семей. Но ее важность в том, что это было первой победой республики в Первой мировой войне над диктаторами - венграми, немцами. Во время и после этой войны вся индустрия - химия, медицина, техника - начали бурно развиваться. - Каковы были последствия, все они изображены на представленных постерах? - Политические последствия были сильными, болевыми, очень сокрушительными. Был дан старт целой эпохе революций, и в дальнейшем это обеспечило приход к власти нацистов, которые развязали потом Вторую мировую войну. Кроме того, в каком-то смысле Первая мировая война формировала XX век. Все, чем отметилась история человечества в этой эпохе - и хорошее, и плохое, - родом из этой войны. Это небывалое ускорение шагов истории, в том числе технических открытий, литературы, искусства и антивоенного сознания. - Существует память народов, а мемориальная память ее воссоздает. Вы согласны с этим? - Это как раз случай сегодняшней выставки. Впервые данный вернисаж был представлен в Париже в прошлом, 2014 году, причем в рамках выставки, полностью посвященной цифровым технологиям. До конца 2016 года цифровая выставка “14-18” побывает в нескольких городах Казахстана, в частности в Караганде и Алматы. То, что нынешняя экспозиция состоит из нескольких плакатов, еще ни о чем не говорит, поскольку она предоставляет возможность воспользоваться всеми новейшими технологическими достижениями, чтобы узнать дополнительную информацию по специальному коду, который возможно прочитать, скачав приложение для него. И таким образом ознакомиться с одним из величайших событий прошлого века. Ничто не должно подвергать сомнению воинские испытания прошлого. - Каким образом эта экспозиция расширяет горизонты восприятия? - Цифровая интерактивная выставка “14-18” основана на технологии, которую Французский институт успешно использовал для выставки “Альбер Камю 1913-2013”, объединив физические носители и цифровой контент. Стартовавшая, как я уже отметил, в ноябре 2014 года в сотрудничестве с Gaite Lyrique - новым учреждением в Париже, призванным нести цифровую культуру в массы, эта выставка успела побывать во многих странах и привлекла сотни тысяч посетителей во всем мире.
- Представленные постеры охватывают весь период Первой мировой - с 1914 по 1918 год, ярко и лаконично. Почему именно эти, изображенные на них моменты, были призваны отразить ход истории того времени? - С первых месяцев войны было ясно, что война не будет короткой. В стороне не остался никто, а призывы к миру со стороны папы римского и других пацифистов так и не были услышаны. Вступление в войну на стороне Антанты Италии и Болгарии, которые придерживались нейтральной позиции еще год назад, оказалось недостаточным, чтобы покачнуть соотношение сил и средств, а создание нового фронта на Балканах (Дарданеллы, Галлиполи) не обеспечило решительной победы. Война только расширила свой географический захват на европейском континенте. При этом одним из тяжелых моментов на западном фронте стало то, что армии Антанты и союзников были заблокированы в безвыходном положении лицом к лицу вдоль линии фронта протяженностью около 700 километров. И ни одной из воюющих держав не удавалось завладеть преимуществом в этой окопной войне под открытым небом. Траншеи стали символом сражений Западного фронта. Тысячи солдат сидели в окопах в чудовищно антисанитарных условиях, а штабы не торопились менять военную стратегию, которая приводила к повторным атакам, насколько кровопролитным, настолько и бесполезным. - Но ведь сражение шло и путем пропаганды? - Действительно, каждый лагерь старался в то время изо всех сил поведать о бесчинствах противника и оправдать справедливость оборонительной войны. Особенно в этом преуспела Германия, поскольку ее оборонительная позиция позволила ей сконцентрироваться на Восточном фронте, где немцам удалось значительно продвинуться на российскую территорию. С другой стороны, в это время, как ни странно, а скорее, закономерно, наука и промышленность, как я уже говорил, были мобилизованы для модернизации технологии уничтожения и разработки оружия победы. Ну а ужасные последствия войны постепенно, но глубоко затронули население всех воюющих сторон.
Автор выражает благодарность за помощь в работе над интервью пресс-атташе Посольства Франции в РК Раушан Хатран
Астана |