Мария Коленко Юбилей на сцене Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац отмечает 70-летие спектаклем “Поздравляю тебя с премьерой”
Как много прекрасных историй рассказали актеры своим зрителям с этой удивительной сцены! Бывшие дети уже выросли, обзавелись семьями и приводят на спектакли новое поколение юных театралов. Да и труппа обновляется. Со сцены звучат новые яркие имена режиссеров, актеров, художников-постановщиков, хореографов. Но не забыты те, кто стоял у истоков создания этой площадки, кто делал первые шаги по сцене и кто подарил нам этот уникальный театр. Государственный академический русский театр для детей и юношества ведет свою историю от Алма-Атинского ТЮЗа. Главным инициатором и первым руководителем театра стала знаменитый театральный деятель Наталия Ильинична Сац, которая была в Алма-Ате в ссылке. 6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома ЦК КП(б) Казахстана “Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей”. Праздничным утром 7 ноября 1945 года театр представил алматинцам свои первые спектакли: утром шла “Красная Шапочка” в постановке Наталии Сац, а вечером “Осада Лейдена” Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссера Виктора Розова. Также была создана театральная студия, в которой Наталья Ильинична готовила театральные кадры. Постановки шли на русском языке. В 1946 году была основана казахская труппа. Основной репертуар составляли произведения отечественных и зарубежных драматургов на русском языке.
Вспомнить красочные моменты театральной истории решили режиссер-постановщик Владимир Крылов и заведующая литературно-драматической частью театра Людмила Мананникова. Сам режиссер, работая в театре достаточно долгое время, ранее не видел ни одного из спектаклей, яркие фрагменты которых вошли в “Премьеру”. Поэтому представленный публике спектакль - это полностью авторская интерпретация. Единственная задача, которой придерживались в работе при создании театральной истории, - не издеваться ни в коем случае над оригиналами. “Мы с Людмилой Борисовной очень много и подробно работали для того, чтобы это была и история театра, и Сац. Основная задача во всех сценах - теплом вспомнить то время, и уже пусть зрители сами решают, издевались ли мы над спектаклями или нет. Но только не мы”, - поделился Владимир Крылов. Принцип отбора спектаклей один - показать нынешнему зрителю, каким искренним был театр, как он жил и развивался вместе со страной. “Мы начали репетировать этот спектакль, и так совпало, что я включаю телевизор - и сразу новость о том, что в городе Алматы сносят кинотеатр “Алатау”. Можно сказать, что наш спектакль был поставлен для министерства, для города, чтобы достучаться до людей и сказать им: “Люди, откройте глаза! Что вы делаете? Это же историческая ценность!”. А они решили бургеры там продавать...”, - рассказала артистка ТЮЗа Ольга Бобрик. “Да и старый ТЮЗ давно снесли. На его месте построено много высоких новостроек. Но мы-то его все равно помним”, - подхватил Владимир Крылов. На суд зрителей было вынесено пять ярких фрагментов. Началась “Премьера” с выхода Ольги Бобрик в образе Наталии Сац. Занавес еще закрыт, а она уже начала делиться воспоминаниями о театре. И вот, когда занавес распахнулся, зрителям предлагают взглянуть на театральную жизнь со всех сторон. В этом помогла и вращающаяся сцена, где находились музыканты и на стульях сидели актеры Кристина Золочевская, Евгений Дубовик, Мария Куприянова, Максат Сахиулы и Александр Шитов. Театральным оркестром с пьедестала руководила, конечно же, Наталия Сац. По взмаху ее волшебной дирижерской палочки и происходило путешествие во времени.
Начало этому положила сцена из спектакля “Красная Шапочка”, поставленного Наталией Сац в 1945 году. Поэтому в нем свой след оставила война. И мы видим на сцене волка, пародирующего Гитлера, который одновременно пугал, настораживал и забавлял своим нелепым внешним видом, но от которого почему-то невозможно оторвать глаз. Продолжилась история сценой из спектакля 1949 года “Я хочу домой”, режиссером которого выступила Наталия Сац. Здесь мы видим уже отголоски войны, нелегкую судьбу детей и искреннюю радость при встрече с родными людьми. Далее режиссер предлагает получить “Аттестат зрелости” вместе с Листовским и отправиться в Москву с главным революционером и первым руководителем тоталитарного коммунистического советского государства. Очень трогательной получилась песня “Травести” на стихи Александра Городницкого и музыку Максима Германцева в исполнении Марии Куприяновой. А в завершение зрителям показали лучший фрагмент спектакля “Иркутская история”. Казалось, множество ярких кусочков, объединенных в один исторический пазл, могло бы с легкостью превратить восприятие общей картины в кашу, однако здесь этого не произошло. Спектакль “Поздравляю тебя с премьерой” предназначен для настоящих ценителей театрального искусства. Редакция “НП” поздравляет Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац с 70-летием и желает ему аншлагов, аплодисментов счастливых зрителей и творческих успехов!
Справка “НП” Наталия Ильинична Сац - основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первые в мире драматический и музыкальный театры для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей. Явилась инициатором и совместно с Сергеем Прокофьевым создателем музыкальной сказки для симфонического оркестра “Петя и волк”. Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
|