|
Айгуль Жилкишина Проституция практиковалась древними цивилизациями изначально как священный ритуал и только позже стала способом заработка. Первобытные ритуалы были частью обычной жизни людей, позже появились храмы, где женская свита бога занималась таинствами любви или ритуальными совокуплениями. Ритуальная проституция как явление зародилась на Востоке и уже оттуда была привезена в Грецию и Рим. В те времена одалиски, баядеры, зонах, жрицы считались почетными членами общества, священными служительницами храмов, и им поклонялись. И сакральная проституция не считалась грехом, а поощрялась обществом как действо, угодное богу и человеку
Сакральная проституция существовала многие тысячелетия как у первобытных племен, так и у высокоразвитых исторических народов. Религиозная проституция изначально предназначалась для удовлетворения не столько физических, сколько духовных потребностей человека. В таких случаях женщина отдается мужчине не ради материальной выгоды, а во имя веры в одного или нескольких богов. У некоторых народов храмовая (ритуальная) проституция была обязанностью женщин. Как писал Геродот в своей знаменитой “Истории”, в Вавилоне каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в храме Мелитты чужеземцу. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой. Деньги, заработанные таким образом, считались священными, а женщина после свершения ритуала находилась под покровительством богини всю жизнь. Знатные дамы приезжали в храм на богато украшенных повозках, бедные горожанки проходили к храму пешком и сидели там, обвязав голову лентами. Но и тех и других ждала одна и та же участь - пойти с первым же чужестранцем, который бросит в подол монету и скажет: “Я взываю к богине Мелитте”. Женщина не имела права отказаться и должна была соглашаться на любую сумму, даже самую ничтожную. С точки зрения генетики этот ритуал выполнял определенную функцию: он позволял разбавлять тесный круг горожан, тем самым улучшая кровь. Женщины часто рожали детей от чужестранцев, которым вавилоняне приписывали магическую силу. В некоторых странах сакральная проституция предшествовала браку. Например, у древних армян дочери наиболее знатных семейств занимались совокуплением в храме Анаитиса в течение длительного периода, прежде чем выйти замуж. Некоторые девушки закреплялись за храмом и должны были ублажать ласками жрецов и иностранцев. Священные проститутки зонах на Ближнем Востоке были одновременно и пророчицами. В Древнем Израиле проституцией занимались женщины, только что вышедшие замуж. К примеру, в Иерусалимском храме вместе с женщинами проживали и мужчины, в обязанности которых входила дефлорация девственниц. По преданию, это делалось для того, чтобы “уравнять” права всех женихов и не вызвать ревность тех, кто брал в жены не девственницу. Особенно почтительное отношение к храмовым жрицам любви было в Индии. Например, на юге страны в тамильской касте ткачей каждая семья отдавала одну дочь в божественный храм. А в Травонкоре каждая танцовщица обязательно сочеталась браком со своим божеством, роль которого исполнял жрец. С этого момента она ублажала своим телом каждого прихожанина, явившегося поклониться своему богу, а оплата за их сексуальные услуги шла на нужды храма. Вечером жрица пела псалмы, воспевая любовь как высшее земное наслаждение. Считалось, что таким способом священные проститутки зарабатывают милость богов. В Египте поклонялись богу солнца Осирису как мужскому началу и богине земли и плодородия Исиде - как женскому. Во время религиозных праздников жрицы и жрецы совершали действия, напоминающие половой акт, с веялками, символами земли, и магическими ключами от всех дверей, тау, имевшими форму мужского полового органа. Жрицы, участвовавшие в шествиях, носили на груди золотые урны с фаллосами, которые являлись священными изображениями верховного божества и по совместительству орудиями наслаждений. Во имя Исиды мужчины и женщины сплавлялись на лодках по Нилу, играя на музыкальных инструментах и распевая песни, после чего женщины поднимали платья и оголяли грудь, приглашая мужчин к совокуплению. В храмах Исиды собирались одновременно сотни тысяч паломников, которые предавались там самому грубому разврату. У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей, чтобы отдать их в жертву Осирису. Правом “первой ночи” обладали жрецы - как прямые посредники бога. Интересно, что в жертву могли быть принесены только красивые девушки, а после совершения обряда они благополучно выходили замуж. Существует гипотеза, что подобные ритуалы, на которые собирались до 700 тысяч паломников, сильно развратили египтян. Это, в частности, привело к расцвету светской проституции и чрезвычайной свободе нравов. Известно, например, что сам Хеопс, разорившись на строительстве пирамид, заставил заниматься проституцией собственную дочь. Преданная отцу, она просила каждого приходящего к ней мужчину кроме денег дарить ей камень для гробницы отца. Из этих камней, по преданию, была построена одна из знаменитых четырех пирамид.
Промискуитет у древних народов В первобытном обществе и у древних народов не существовало института брака в нашем понимании, поэтому проституция была нормальным явлением. Раньше жены были общими и принадлежали всем мужчинам. Почти тяжким преступлением считалось, если какая-нибудь из женщин не соглашалась отдаться мужчине. Дети в те времена рождались от самых усердных и сильных мужчин и принадлежали всему племени. Хотя самые древние проститутки были скорее жрицами в современном понимании - они отдавались не за деньги, а следуя определенной традиции или обряду. Позже появились временные союзы между отдельными парами, особенно если женщина забеременела, но эти союзы распадались, как только женщина рожала ребенка. Так и зарождался моногамный брак - из проституции и полового насилия он развился так же, как право из преступления. В Австралии у некоторых племен существует обычай, когда место отсутствующего мужа занимает на супружеском ложе другой мужчина из того же племени, а девушки начиная с 10-летнего возраста могут вступать в связь с мужчинами на специально устраиваемых с этой целью празднествах. В Дарфуре принято было давать каждой девушке, достигшей совершеннолетнего возраста, отдельную хижину, куда всякий мужчина может заходить, чтобы провести с ней ночь. У эскимосов женщина во время отсутствия своего мужа может отдаться кому угодно, что, возможно, неплохо для улучшения генофонда. Женщины генданов в Африке носили на ногах столько кожаных браслетов, сколько у них было сексуальных партнеров, а для древних египетских женщин количество любовников было предметом гордости. Впрочем, на Тибете девушки тоже носили на шее кольца - подарки своих любовников. Значение их далеко не безразлично: чем больше их у девушки, тем с большей торжественностью празднуется ее свадьба. Еще одну ветвь первобытной проституции можно обозначить как юридическую проституцию. Речь идет о левирате - обязанности младшего брата жениться на вдове старшего брата после его смерти. Обычай этот, существующий у евреев, мексиканцев, афганцев и некоторых других народов, рассматривает женщину как собственность всего семейства. Другой источник подобной проституции заключается в том уважении, которым пользовались у некоторых народов проститутки. Оставляя свое позорное ремесло, они выходили замуж и становились нередко предметами особенного почитания. Существует предание, что сам Будда, прибыв в индийский город Везали, был принят великой начальницей куртизанок. В Абиссинии публичные женщины занимали порою очень высокое положение при дворе и нередко становились правительницами городов и даже целых провинций. Наконец, остатком этого рода проституции считается у многих народов полная сексуальная свобода девушек, которая прекращается вместе с замужеством.
Организованная античная проституция Термин “проституция” впервые появился в Древней Греции в VI в. до н.э. для обозначения женщин, сексуальные услуги которых можно было легально купить в публичных домах (лупанариях). Первая организация проституции в древности связана с именем великого афинского законодателя Солона в 594 году до н.э. В то время в Афинах, как писал Плутарх, господствовало состояние сексуальной одичалости. Проституцией занимались даже свободные женщины, так как по бедности они продавали своих детей. Поэтому Солон ввел законы, которые разрешали неограниченное удовлетворение небрачных половых вожделений сугубо для... защиты брака и предупреждения нарушения супружеской верности. Уже тогда появилось понятие “двойственной морали”, когда закон разрешал мужчине добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал. Брачные законы Солона позволяли, например, “всякому, заставшему у своей жены любовника, убить ее. А того, кто соблазнил свободную женщину или совершил над ней насилие, наказывал штрафом в 100 драхм. За продажу женщин другим - штрафом в 20 драхм, за исключением тех женщин, которые сами продаются публично”. Под ними подразумевал проституток, беззастенчиво отдающих себя за деньги всякому. Кроме того, он никому не разрешал продавать своих дочерей или сестер за исключением случаев, когда незамужняя девушка уличена была в запрещенных сношениях с мужчиной. Таким образом, Солон, с одной стороны, наказывал по закону замужнюю женщину, нарушившую супружескую верность. С другой стороны, он предоставил мужчине полную свободу удовлетворения полового инстинкта до и вне брака. Существенно то, что при Солоне бордели становятся государственными, а не храмовыми. Конечно, образцом для государственных борделей Солону послужила организация храмовой проституции. Стоит отметить, что религиозная проституция продолжала существовать в Элладе и Риме наряду со светской. Например, культ египетско-греческой богини Исиды, храмы которой были борделями. В Риме насчитывалось восемь храмов Исиды, у которых стояли продажные женщины. Кроме того, всегда можно было найти проституток в храме матери богов Кибелы на Палатинском холме и в храме Цереры у большого цирка. Солон учредил несколько государственных борделей и купил для них рабынь, публично выставленных напоказ. Девушки стояли для осмотра нагими, чтобы каждый видел и мог выбирать по вкусу. За определенную плату они должны были отдаваться всякому желающему, не имея права выбирать по собственному желанию. Уже в античности государство управляло, надзирало и получало пошлины от отдельных проституток. Поэтому Солон может считаться и отцом так называемого налога на проституцию. Он, как сообщают источники, построил на эти доходы храм Афродите Пандемос. В римском браке женщины пользовались большей свободой и уважением, чем в греческом. И процветавшая в III веке до н.э. проституция в Риме стала результатом исключительно греческого влияния. В Древнем Риме женщинам на занятие проституцией уже начали выдавать лицензии licentia stupri, что переводится с латинского как “разрешение на глупость”. Во времена империи разврат дошел до того, что за licentia stupri стали обращаться дочери сенаторов, и император Тиберий издал особый эдикт, которым запрещал дочерям благородных людей заниматься проституцией. Согласно ходившим в Риме в 40-е гг. н.э. слухам, жена императора Клавдия Мессалина в погоне за острыми ощущениями по ночам “работала” в публичном доме под именем Лизиски. Проституция и в древности достигала наибольшей распространенности там, где на нее был спрос. А именно в тех местах, где было много мужчин, холостых или женатых, которые временно отлучены от дома. Разумеется, это гавани, торговые, университетские и гарнизонные города (солдатам запрещалось жениться). Развитию проституции помогали светские и религиозные празднества, праздничные игры, паломничества, судебные заседания, ярмарки, театральные и цирковые представления, то есть там, где толпы людей. Для проституток и особенно для сводников это были золотые дни. Кстати, гетеры в Риме, в отличие от Афин, служили для завязывания сношений с проститутками. Ночная жизнь была очень разнообразна в больших городах империи. В Риме ночные гуляки, мужчины и женщины, толпами направлялись или возвращались при свете фонарей с кутежей, связанных с половыми эксцессами. Посещать публичные дома можно было только к вечеру - до 16 часов они были закрыты. Зато они принимали посетителей всю ночь до раннего утра. Понятно, что причинами проституции в эпоху античности были рабство и социальные проблемы - нищета, перенаселение, поиски жилья. Свободные девушки, вынужденные из бедности заниматься проституцией, переселялись обычно в другой город. Иногда их, однако, вынуждала к тому лишь относительная бедность - девушки, имевшие честный, но скудный заработок, не могли устоять против соблазна большого города. В древности только умственный труд считали достойным свободного человека, физический же предоставляли рабам. Поэтому свободные, но бедные девушки (и юноши) в то время гораздо чаще становились жертвами проституции, чем теперь.
И даже лесные проститутки Существующее в наше время разделение проституции уходит корнями в классическую древность. Имеются в виду не только бордельные и свободно живущие проститутки, но и другие категории. Например, в Афинах были три основные категории проституток - диктериады, авлетриды и гетеры. Первые являлись низшей категорией и работали в публичных домах, где с клиентов взималась установленная плата. Во вторую категорию попадали более свободные женщины, которые посещали по вызову дома богатых клиентов и помимо сексуальных услуг должны были развлекать их пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах. Наконец, гетеры (куртизанки), самая привилегированная категория проституток, сами выбирали клиентов, были хорошо образованы и воспитаны, общались на равных с самыми выдающимися мужчинами Греции. К бордельным проституткам принадлежали обитательницы “порнеиона”, или “коинеиона”, или “оикема” - проститутки Солона. Они стояли у дверей низших борделей напоказ. Разновидностью бордельных проституток считались мельничные проститутки. Впоследствии они пользовались всеобщим презрением, так как мельницы считались борделями. В более поздние времена Римской империи (вплоть до средних веков) многие булочные и мельницы были еще связаны с борделями, которые в большинстве случаев находились в пристройках к ним. Наряду с бордельными проститутками в античные времена были и так называемые уличные проститутки, которые отправлялись на “отлет” и бродили по улицам. Они не только завлекали своих клиентов, но нередко тут же отдавались им в каком-нибудь темном углу. У римских уличных проституток существовали свои подвиды. Наиболее старый тип - проститутка, занимавшаяся своим ремеслом на большой дороге. Кроме того, в Афинах работали портовые проститутки, а также мостовые, которые продавали себя, соответственно, на мостах. К общему списку добавляются кладбищенские проститутки, которые продавали себя между могильными памятниками, лесные проститутки и другие...
Продолжая серию о феномене проституции, мы хотим отметить, что у истоков его находился вовсе не порок. Будучи частью древнейшего ритуала, секс как таковой был инициацией соединения человека с божественной сутью бытия. И именно жрицы были теми женщинами, которые служили во имя идеи, надежды и просветления. Темная сторона сознания человечества и жажда наживы превратили это действо в порочную профессию.
(Продолжение материала читайте в следующих номерах)
|