|
Алла Иванилова Центры обслуживания населения в Казахстане будут реорганизованы. На их базе будет создана государственная корпорация “Правительство для граждан”. Однако, как заверяют чиновники, от перестановки мест слагаемых принцип “одного окна” не изменится и даже улучшится
На днях в мажилисе парламента презентовали законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оказания государственных услуг”. Представлявший поправки вице-министр по инвестициям и развитию Сакен Сарсенов сообщил, что в республике будет создана государственная корпорация “Правительство для граждан”, при этом аббревиатура ЦОН (центр обслуживания населения) будет упразднена. В корпорацию войдут ключевые республиканские государственные предприятия, оказывающие услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений, оформления недвижимости. Это позволит не только принимать заявки на услуги, как это делается сегодня в ЦОНах, но и выполнять их обработку. Напомним, что центры обслуживания населения были созданы в Казахстане в 2007 году для оказания государственных услуг по принципу одного окна, чтобы исключить бюрократию и устранить административные барьеры. Главными положительными качествами ЦОНов стало обеспечение равного доступа для всех, создание возможности в одном месте получить услуги по изготовлению документов различных органов, также исключение непосредственного контакта между исполнителями документов и гражданами. Для повышения эффективности работы центров в 2011 году проведено их слияние с инфраструктурой электронного правительства, а затем полная модернизация, в результате которой сократилось время обслуживания клиентов, внедрена система оценки качества работы сотрудников, а также реализована возможность бронирования времени посещения центра через портал электронного правительства. Чтобы “благами цивилизации” могли воспользоваться жители отдаленных районов, во всех областях в пилотном режиме запущены 14 мобильных ЦОНов, а в 2012 году была организована работа дополнительных 56 аналогичных центров по принципу “одно окна”. Сегодня по Казахстану действуют уже 70 мобильных центров обслуживания населения. Переход на новые форматы работы ЦОНов позволил повысить качество оказания государственных услуг для населения, а также создать инструменты для их мониторинга и оценки качества. Так, для совершенствования контроля деятельности центров и обеспечения обратной связи с населением создан ситуационный центр, которым в режиме онлайн проводится видеомониторинг деятельности всех ЦОНов. Открытие такого центра позволило оперативно реагировать на недостатки в процессе работы, в том числе и в случаях возникновения очередей за получением той или иной услуги. Сегодня в республике функционируют 266 центров обслуживания населения, которые оказывают 191 государственную услугу. К слову, в 2011 году в ЦОНах Казахстана оказывали 59 услуг, в 2012-м - 113. В настоящее время открыты специализированные центры обслуживания населения по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений (спецЦОНы) в Алматы, Актау, Караганде, Астане, Таразе, Кызылорде, Павлодаре, Петропавловске и Талдыкоргане. До конца 2015 года планируется открытие спецЦОНов в городах Актобе и Костанае. Государственная корпорация “Правительство для граждан”, которая может начать работу в первом квартале 2016 года, станет единым провайдером государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии. Она объединит все центры обслуживания населения в единую систему, и казахстанцы, как и прежде, будут получать услуги по принципу “одного окна”. Только теперь госкорпорации “Правительство для граждан” будут переданы функции по организации деятельности республиканского государственного предприятия ЦОН по предоставлению госуслуг физическим и юридическим лицам по принципу “одного окна” от республиканских госпредприятий “Научно-производственный центр земельного кадастра”, “Центр по недвижимости”, “Государственный центр по выплате пенсий”. То есть теперь не надо будет никуда ходить, отсылать запросы и ждать ответа - прием, обработка и выдача документов будут осуществляться самой корпорацией “Правительство для граждан”. Все данные, в том числе из РАГС, органов по недвижимости и земельного кадастра на бумажных носителях будут оцифрованы, а также интегрирована база информационных систем 46 госорганов и актуализированы данные существующих систем. Новая структура позволит не только оптимизировать и автоматизировать все процессы госуслуг, но, по словам вице-министра по инвестициям и развитию Сакена Сарсенова, создать комплексные композитные услуги, когда гражданин одним заявлением, одним кликом получает серию услуг. В частности, при рождении ребенка все три ранее предоставлявшиеся услуги объединены в одну. Кроме того, появится возможность предоставлять проактивные услуги, когда без каких-либо запросов можно получить уже готовый результат с уведомлением, сформированным государством автоматически. Что касается аббревиатуры - ЦОН, то она будет упразднена. Как и в любой реорганизации, здесь есть свои минусы. Так, при объединении четырех республиканских государственных предприятий для создания корпорации “Правительство для граждан” возможны сокращения работников.
Астана |