Ботагоз Омар Пионеры новой школы С 1 сентября в 30 пилотных школах страны начнет внедряться новый стандарт, ориентированный не на зубрежку, а на умение использовать полученные знания. А пока за партами сидят преподаватели, которых учат новому подходу в образовании
Как мы уже писали в предыдущих номерах, правительство поддержало государственный общеобязательный стандарт начального образования (ГОСО), который планируется внедрить в 2015/16 учебном году. Ранее он был полностью апробирован на базе Назарбаев Интеллектуальных школ. Если говорить об этом стандарте простыми словами, то он предполагает отход от сегодняшнего принципа “Чему учить в школе?” и переход к тренду “Для чего учиться в школе?”. То есть в отличие от нынешней системы зубрежки новый подход предполагает развитие у детей критического мышления. Изначально по новой методике предполагалось увеличение количества часов для обучения иностранным языкам в младших классах, введение шести базовых интегрированных предметов: “Язык и литература”, “Математика и ИКТ”, “Естествознание”, “Человек и общество”, “Физическая культура”, “Искусство” (в последнем, кстати, объединят предметы изобразительного искусства, музыки, технологии). Как сообщила в интервью “НП” председатель правления АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” (НИШ) Куляш Шамшидинова, после обсуждения, которое проходило по всей стране, было принято решение о том, чтобы перенести информатику в 3-й класс, язык и литературу разделить как отдельные предметы, тогда как изначально предлагалось совместить эти дисциплины. “С 1 сентября текущего года в 30 пилотных школах начинается апробация стандарта. Министерством образования и науки во всех регионах определены разные школы: и полнокомплектные, и малокомплектные, и сельские, и городские, с разными языками обучения”, - отметила она. После внедрения пилотного проекта параллельно будет вестись мониторинг, как новая программа усваивается детьми. “После того, как проект пройдет апробацию и будет проведен анализ, если результаты будут положительными, я надеюсь, МОН начнет быстрое внедрение во всех школах РК”, - дополнила Куляш Шамшидинова.
В настоящее время ряд издательств Казахстана занимается разработкой учебников для нового стандарта образования. “Действующие казахстанские учебники хорошие, но концептуально они ориентированы на получение знаний. А сейчас нам нужны учебники, которые будут учить искать, находить знания, анализировать”, - считает председатель правления НИШ. Она добавила постулат, который часто произносится главой государства: образования на всю жизнь не бывает, учиться надо на протяжении всей жизни. “Сейчас достать теоретический материал несложно. Мы больше работаем над разработкой заданий, тренажеров, особенно для старших классов”, - сообщила глава НИШ. В настоящее время на базе Назарбаев Интеллектуальных школ идет обучение учителей 30 пилотных школ, ранее семинары посещали директора общеобразовательных учреждений. В целом за последние три-четыре года тысячи учителей, директоров школ и организаторов образования из самых разных уголков страны прошли обучение по уровневым программам, разработанным центром педагогического мастерства АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” при сотрудничестве с факультетом образования Кембриджского университета. Как показывают исследования, после прохождения курсов преподаватели обучают своих учащихся по-новому. “Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был успешным - обучайте его по тем программам, по которым вы сами учились. Потому что поколения все время двигаются вперед, и сегодняшний день не похож на вчерашний. Я всегда говорю, что раньше у нас много времени уходило на приготовление пищи, на уборку, стирку. Сегодня это время сократилось за счет развития техники. Так это время надо с умом использовать, не просто сидеть перед компьютером и играть. Надо это время использовать на развитие. Речь идет о том, чтобы человек мог анализировать ситуацию, делать выводы, принимать участие в организации собственной жизни. Это непростые вещи”, - считает Куляш Шамшидинова.
Астана |