Константин Маскаев В парламенте страны, наконец, концептуально согласились: частную детективную деятельность необходимо регламентировать. В середине мая мажилисмены одобрили в первом чтении проект закона “О частной детективной деятельности” и сопутствующий ему пакет поправок в законодательство. Но многострадальный закон пока далек от той формы, которая бы наделила отечественных Холмсов и Пинкертонов достаточными правами
Чего достиг законодатель, так это уже в целом сформулировал требования к частному детективу, регламентировал его обязанности. Это гражданин Казахстана с высшим юридическим образованием, стажем работы не менее 15 лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных или специальных органах, не моложе 35 лет.
Деятельность частных детективов подлежит лицензированию. Над частным детективом должен быть уполномоченный орган, который обеспечит правовое регулирование его деятельности и контроль за исполнением требований законодательства. Надзор за соблюдением законности будет осуществлять Генеральная прокуратура через представительство на местах. Деятельность частных детективов запрещается в делах, связанных с уголовными преступлениями и административными правонарушениями. Однако, по мнению ряда депутатов, если не расширить полномочия частных детективов и принять законопроект в представленном правительством варианте, закон будет носить декларативный характер. Ниже мы приводим комментарии руководителя рабочей группы по разработке закона “О частной детективной деятельности”, депутата мажилиса Армана Кожахметова и председателя комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Рахмета Мукашева.
Арман Кожахметов:
|
- Да, впервые этот закон внесли в мажилис в 2013 году. И все это время вокруг него идут большие споры как в отношении концепции, так и в отношении наполнения статуса частного детектива. Это ключевые спорные вопросы, которые поднимают мажилисмены и представители правительства. В мае закон приняли в первом чтении. Наконец мы получили концептуальное согласие, что такой закон должен быть в Казахстане. Тем более наши страны-соседи, среди которых можно назвать Кыргызстан, Молдову, Литву и Российскую Федерацию, такой закон приняли уже достаточно давно. В России, например, закон о детективной деятельности действует с 1992 года! Ну а в западных странах, на правовой уровень которых мы часто равняемся, среди них Франция, Великобритания, США, частная детективная деятельность насчитывает уже и не первый век! Частному детективу в этих странах даны достаточно широкие полномочия. Но тщательнее всего мы изучали опыт в этом вопросе Российской Федерации - тем более наши страны в рамках экономического сообщества унифицировали часть законодательства. Так вот, за 22 года с момента принятия в закон внесли целый ряд интересных и действенных изменений, которые усовершенствовали частную детективную практику. Встречаясь со своим российским коллегой, руководителем рабочей группы по законопроекту, мы высказывали все опасения и возможные риски. И он назвал интересную, с моей точки зрения, деталь, что за весь период действия закона в России отозвали около 300 лицензий. Но это пришлось на начальный этап, когда закон только приняли. И причины в основном крылись в нарушениях или упущениях процессуального характера. Но той волны криминальной работы и войны компроматов, которой так опасаются у нас, не произошло! Заметьте, это даже при том, что обкатка закона в реальной практике пришлась на середину 90-х, то есть на очень неспокойное в криминальном отношении время. Нам дали статистику структуры заказов на услуги российских частных детективов. 75 процентов относится к сфере экономических вопросов: проверка клиентов, поиск информации, поиск имущества. До восьми процентов заказов - это поиск пропавших людей: детей, родственников. Также люди пытаются восстановить утраченные много лет назад связи с кем-то из знакомых. Насколько частная детективная деятельность оказалась лояльной, можно судить по тому, что последующие поправки были нацелены на расширение полномочий детективов. И сейчас в России уже рассматривается возможность их участия в уголовных делах - по части сбора доказательств.
|
Сейчас мы пытаемся предложить такой же путь: прежде допустить частного детектива к работе в рамках гражданских отношений. Но, к сожалению, тот проект, который поступил в мажилис, не давал никаких полномочий частному детективу. Зато он подробно расписывал обязанности частного детектива: получить лицензию, иметь отдельное помещение, обладающее целой системой, обеспечивающей неприкосновенное хранение документов, вести делопроизводство и другие требования. И при этом он наделял частного детектива такими правами, как вести беседу и направить запрос. Это, в общем-то, общечеловеческие гражданские права, которые человек получает с рождения в соответствии с Гражданским кодексом. Поэтому мы пытаемся обосновать необходимость расширения полномочий, закрепив их такими гарантиями, которые предостерегут частного детектива от нарушения конституционных прав граждан. В этой части сейчас и идет кропотливая работа. Рахмет Мукашев:
- Мы аккумулировали все предложения и поправки, внесенные и рабочей группой, и в ходе первого чтения, и отправили в правительство на заключение. В надежде, что правительство изменит свою точку зрения, и мы найдем взаимопонимание. Депутаты исходят из того, что практика частного сыска или детективной деятельности существует и без принятия соответствующего закона. И кто бы что ни говорил, депутаты ищут возможность эту деятельность легализовать и расписать полномочия. Наша общая задача - дать частному детективу легально работать в рамках правового поля. Кроме того, депутаты исходят из того, что в этом есть элемент защиты законных интересов граждан. Если гражданин, например, исчерпал другие возможности или не видит иного пути, он заключает договор с детективом, и тот работает на него и его интересы. Но в рамках закона! А кроме того, перевести частную детективную деятельность в правовое поле поручил президент. Так что эта работа будет реализована. |