Анна Шелепова
В минувший понедельник транспортные компании, обслуживающие пассажирские маршруты Алматы, объявили забастовку. На маршрут не вышли 855 автобусов.
В результате этих действий нормальная жизнь города была парализована
Узнав о забастовке, в акимате города провели экстренное совещание. Заместитель акима Виктор Долженков в тот же день встретился с руководителями транспортных компаний. Последние выдвинули требования увеличить стоимость проезда в автобусах минимум до 60 тенге и отменить льготы практически по всем категориям, ссылаясь на рост цен на ГСМ и запчасти.
На встрече было отмечено, что стоимость услуг должна соответствовать предоставляемому сервису. Но такие понятия, как сервис, алматинские автобусы, вообще вряд ли совместимы. Водители в автобусах по-прежнему курят и едят в салоне, также в автобусах нет кондиционеров, они вечно переполнены, не говоря о том, что на остановках они не стоят свое нужное время, и пассажирам буквально приходится выпрыгивать. Контролеры не дают билеты, и очень грязно. То есть сервис в алматинских автобусах остается низким, о чем свидетельствует поток жалоб со стороны горожан.
В результате переговоров было принято решение об оказании технической помощи транспортным компаниям со стороны ГКП “Пассажирские перевозки”. Вопрос о повышении тарифов будет вынесен на общественное обсуждение с участием депутатов маслихата.
Комментирует г-н Меренков, начальник управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог: “Перевозчики жалуются на то, что с 4 августа этого года на дизельное топливо произошло повышение цены на тридцать процентов. Прежде перевозчики покупали дизтопливо по льготной цене - 68 тенге за литр. Теперь за литр дизтоплива нужно заплатить 89 тенге.
Второй вопрос, который поднимали перевозчики, - отмена льготного проезда. Всего в стране существует пять категорий льготников - это и студенты, и пенсионеры, и инвалиды, и другие. Только в Алматы 650 тысяч горожан ездят за полцены.
Также водители требовали отменить повышение ежедневной плановой выручки с 17 до 20 тысяч тенге с каждого автобуса”. По словам г-на Меренкова, все автопарки имеют долги по оплате за топливо и по заработной плате водителям. Поэтому власти решили выделить 100 миллионов тенге, чтобы покрыть эти задолженности.
Во время приватизации все автобусные парки города Алматы были приватизированы, городское пассажирское автоуправление было упразднено, и сейчас в городе нет ни одного коммунального предприятия. Теперь власти первым делом хотят вернуть в коммунальную собственность один из автобусных парков. Сейчас, по заверениям акима, этот процесс идет. Кроме того, власти планируют создать, как минимум, три коммунальных автобусных парка.
“Тогда возникнет конкуренция, - говорит Меренков, - и впоследствии рынок перейдет в муниципальную собственность, а это решит множество проблем”. |