Айгуль Жилкишина 6 часов о войне На правительственном часе в мажилисе обсуждался вопрос о школьных учебниках. Министр образования и науки с октября 2014 года занимается контролем их качества, однако эксперты Академии педагогических наук, образовательных фондов, а также управлений образования страны выявили множество ошибок. Рыночная конкуренция между издательствами приводит к тому, что практически ни один учебник полностью не соответствует госстандартам казахстанского образования. Отдельные нарекания наши парламентарии выразили по поводу учебников по истории Казахстана, в частности, об изучении Великой Отечественной войны
Достаточно ли времени отведено в наших школах для изучения Великой Отечественной войны? Зачастую рассказ о ней перенасыщен фактами, и события изложены достаточно сложным и сухим языком. Зато в торговых сетях и в сети виртуальной можно найти много голливудской кинопродукции, в том числе и на тему о Второй мировой. В этих блокбастерах история военных подвигов (не подлинных, но вымышленных и мифологизированных) изображена так, как это любят подростки: ярко, захватывающе, со спецэффектами. При такой привлекательной форме смысл отходит на второй план, но суть его - победа за ними. К примеру, в одном из фильмов герой Брэда Питта совершает удачное покушение на жизнь фюрера и всей верхушки вермахта в одном из парижских кинотеатров. “В учебнике по всемирной истории для 9-го класса в одном параграфе поместилась вся информация о Второй мировой и Великой Отечественной войнах”, - констатировали депутаты, обсуждая качество изложения материала для наших школьников. Кроме того, недовольны они тем, что “разные авторы допускают собственную трактовку событий и фактов, часто встречаются фактологические ошибки в датах и событиях жизни и деятельности исторических личностей”. Как преподнести подвиг казахстанцев Талгата Бегельдинова и Сергея Луганского, дважды Героев Советского Союза, так, чтобы подростки оторвали взгляд от своих iPhonов и планшетов? Речь идет не только о подростках. Накануне празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне в одном из московских игрушечных магазинов выставили манекены. Одеты они были в форму подразделений СС. Владельцы заведения (в возрасте до 30) ничего предосудительного в этом не увидели и были в явном недоумении, почему “украшение” их витрин вызвало такой общественный ажиотаж.
6 часов из 68
Учитель истории 6-х, 7-х и 9-х классов 25-й алматинской гимназии Санат Калимович Жауыншиев, комментируя высказывания депутатов, подтвердил, что в учебнике 2009 года теме Великой Отечественной отведено два параграфа. Согласно действующей (с 2013-го) учебной программе этой теме посвящено шесть параграфов. Всего роли Казахстана в Великой Отечественной войне в 9-х классах (весь ХХ век и наши дни) посвящено шесть часов из 68 часов в году. За эти шесть часов преподаватель не в состоянии все рассказать о войне - это огромный пласт истории. “Об истории Великой Отечественной следует напоминать не только на уроках истории, но и в ходе изучения литературных произведений. Это также является задачей наших общественных организаций. Большую роль в формировании исторического сознания детей играют, конечно же, рассказы о войне в семейном кругу. Только так наши подростки смогут понять, что значила эта война для нашего государства, для наших дедов и прадедов”, - убежден историк Жауыншиев. Посудите сами, те школьники, которые не станут студентами истфака, больше не столкнутся с изучением истории и этой важной для нас войны. Какие воспоминания об изучении Великой Отечественной останутся у нынешних подростков, что они будут отвечать своим детям и внукам? Стоит отметить, что не только в 9-м классе детям рассказывают об этой войне. Впервые они знакомятся с подвигами генерала Панфилова и Бауыржана Момышулы в 5-м классе в рамках курса “История в рассказах”. Ученики уже получают представление о Великой Отечественной войне, хотя в отдельных случаях они могут перепутать некоторые даты или битвы. Далее эта тема освещается в 9-м классе, на уроках отечественной и всемирной истории. Казахстанские ученики изучают события Великой Отечественной также в 10-11-х классах, когда начинается повторение исторических событий начиная с периода первобытно-общинного строя. В ходе закрепления изученного с 6-го по 9-й класс материала преподается история Великой Отечественной, а в рамках всеобщей истории - история Второй мировой войны. Во время тестирования на ЕНТ из 25 вопросов на историю ВОВ отводится 1-2 вопроса. В одном вопроснике выпускнику может встретиться вопрос о битве под Москвой, в другом - о Сталинградской битве, в третьем - о подвигах героев войны. |