|
Алла Иванилова, Константин Маскаев Глава казахстанских спасателей, замминистра МВД Владимир Божко заверяет, что в этом году столицу не затопит, и приводит расчеты. На момент появления сообщения от чиновника Астанинское водохранилище приняло примерно 397 миллионов кубометров воды. Расчетная его емкость - 410 миллионов кубометров. Так что запас есть. За сутки в Есиль сбросили 32 миллиона кубометров. По словам замминистра, эта вода доходит до Астаны за сутки
- И мы ее перехватим, как в прошлом году, противопаводковой плотиной, которая построена в районе аэропорта, - делится Божко планами. - В прошлом году мы перехватили там 130 миллионов. Сейчас по 32 миллиона в сутки. Если три-четыре дня будем производить такие сбросы, то снова поймаем и в очередной раз спасем столицу от подтопления!
Владимир Божко напомнил, что противопаводковую плотину, о которой идет речь, предложил построить президент Назарбаев, когда узнал о паводке 1949 года, затопившем левобережье у Акмолинска. “Президент дал указание, мы ее возвели. И очень вовремя! - доложил спасатель. - Уже в третий раз ловим очень сильный паводок”. “В первый раз приняли 40 миллионов кубов, во второй раз, в 2014 году, приняли 130 миллионов. И в этом году, наверное, не менее 100 миллионов кубометров поймаем”, - уверен Божко.
Большие города
и вода Но природе, как известно, нет дела до статусов. Одинаково топит и маленькие поселки, и большие города. Не обошло и столицу: чем дальше от проспектов, тем, откровенно говоря, грустнее. А в пригородах непроходимая грязь и моря разливанные. С быстрым увеличением уровня воды в Нуре и Есиле возникла опасность подтопления пригородных поселков Астаны - Ильинки, Уркера, Пригородного, а также соседних сел Тайтобе, Косшы и Талапкера. В связи с угрозой наводнения в Акмолинской области объявили ЧС местного масштаба. Минувшую зиму явно будут вспоминать: только за три месяца в Астане выпала двухгодичная норма осадков! Поэтому за уровнем воды в водоемах следят круглосуточно. В арсенале - планы эвакуационных мероприятий и максимальный сбор инженерной техники в населенных пунктах, расположенных по руслам рек. Создают защитные дамбы, строят водоотводы. Возможный паводок в столице готова отразить команда из 1096 человек и 612 единиц техники. К слову, на прошедших в этом году общественных слушаниях по корректировке генплана Астаны экологи предлагали создать искусственный водоем площадью пять квадратных километров для спасения окраин столицы от паводков. В частности, опасно расположены сейчас несколько стремительно застраиваемых пригородных поселков вдоль реки Есиль. В зону особого градостроительного регулирования входят и считаются перспективной жилой зоной Талапкер и бывшая Воздвиженка. Однако эти территории остаются непригодными для жилья, поскольку здесь сток реки не регулируется, что ежегодно оборачивается массой неприятностей. В свое время экологи предлагали углубить русло реки Есиль в районе въезда в Астану со стороны Костаная. Новый гидротехнический комплекс в пойме реки позволил бы разгрузить водный поток.
Льется песня на просторах Тем временем напряженная паводковая обстановка сохраняется в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. В городе Темиртау под Карагандой подтоплены 54 дома. Пострадали от воды, вышедшей из берегов реки Нуры. Вода вышла на проезжую часть улиц днем 14 апреля. Сотрудники аварийных служб стали производить отсыпку у дороги вдоль берега реки, поднимая уровень дамбы. Это пока помогает сдержать значительное количество воды. Продолжают наращивать дамбу вдоль дороги. Спецтехника остается и используется на месте круглосуточно, говорят в пресс-службе акимата области. Там же обещают пострадавшим выплатить компенсацию из резервного фонда бюджета региона. За имуществом временно оставленных домов присматривают полицейские. Ранее паводки в Карагандинской области разрушили опоры линий электропередачи и обесточили шесть поселков в Нуринском районе. Вода повредила 18 участков дорожного полотна, сильным ледоходом и бурным течением разрушены несколько мостов по реке Куланотпес. Прервано транспортное сообщение с восемью поселками. Вода поступает в села из Самаркандского, Шерубай-Нуринского и Интумакского водохранилищ. С 23 по 29 марта подтоплеными оказались только четыре района региона. Вторая волна длится с 6 апреля, пострадали уже 17 районов в Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. В зоне подтопления уже 50 населенных пунктов, 1149 домов, 511 из которых оказались в воде. В Абайском районе ВКО обстановка вынудила местные власти объявить ЧС природного характера. Организовали свою рабочую группу и комиссию по ликвидации последствий, которую возглавил замглавы района. Здесь наиболее серьезная обстановка сложилась в селе Саржал. Из-за разлива реки Шаган затопило 225 подворий, 13 домов подтоплены. Правда, эвакуацию населения и домашнего скота не проводили. Граждане отказались и самостоятельно разместились у родственников. Специалисты говорят, что сейчас ширина разлива Шагана около километра. Со стороны села Саржар силы спасателей и военные укрепляют берега, уложили уже восемь тысяч мешков с инертным материалом высотой в 4-5 рядов. Пытаются противодействовать стихии и в селе Караул. Там разливается река, которая тоже носит название Караул. Вышедшей из берегов водой подтопило десять подворий. Соорудив три стометровые оградительные насыпи-дамбы, удалось сдержать затопление домов. А по соседству разлившаяся река смыла участок дороги и повредила мост в полутора километрах от села Токтамыс. Дежурят спасатели, движение по дороге временно невозможно. Везут трубы, чтобы соорудить отвод воды в русло. Официальный сайт Казгидромета публикует прогноз погоды на сегодня и завтра. Идет циклон, который может принести в эти дни пасмурную погоду и осадки в виде дождя. Но на севере, в центре и на востоке страны возможен переход дождя в мокрый снег. Сообщают, что температура воздуха на севере Казахстана окажется на 1-2 градуса ниже климатической нормы, на юге - на 3-6 градусов выше ее.
Мы вместе! Пока местные власти, спасатели, армия и полиция борются со стихией, в казахстанских столицах, Астане и Алматы, инициативные граждане развернули массовую кампанию по сбору помощи пострадавшим от паводков. В Астане местом сбора стал бутик “Наиль Байкучуков” в торговом центре “Сарыарка”. Информация разлетелась по соцсетям. Один из активных модераторов кампании, телеведущая Динара Сатжан, дает координаты для связи: + 7 702 1665949 и #helpkaraganda в Instagram. Телеведущая говорит, что депутат мажилиса Танирберген Бердонгаров выясняет, где и кто больше всего сейчас нуждается в помощи. Первую машину уже отправили. Сбор начался с открытием торгового центра. Уже через час неравнодушные граждане несли женскую и мужскую теплую одежду, детские вещи, подгузники, крупы, сладости и консервы, игрушки, предметы личной гигиены, моющие средства, одеяла. Бутик, в котором собирали вещи, быстро заполнился, и администрация ТРЦ “Сарыарка” выделила для этих целей склад. Вход через служебную дверь со стороны улицы Сарайшык, шестой запасной вход, есть опознавательная табличка. Сбор вещей и продуктов будет идти сегодня и завтра. До воскресенья сбор помощи проводят в Алматы в кинотеатре “Арман” (пр. Достык, 104, угол пр. Абая) ежедневно с 14.00 до 20.00. Инициатор акции Дина Сабирова говорит, что очень уместны будут консервированные, сушеные и сублимированные продукты, сухари, галеты, крекеры, соль, сахар, различные крупы, детское питание, одноразовая посуда, сухое горючее, одежда, обувь и одеяла. Также нужны коробки и скотч для упаковки собранных вещей. Помощь отправят на автомобилях в район паводков в Карагандинской области. Инициативная группа держит связь с людьми, находящимися в зоне стихийного бедствия. К слову, в Алматы гуманитарку тоже несут настолько активно, что в четверг организаторы попросили неравнодушных граждан, чтобы они помогли сортировать и упаковывать груз. Насколько важной стала эта всеобщая поддержка, можно судить по вчерашнему сюжету КТК, где показали возвращение жителей в один из отвоеванных у стихии поселков в Карагандинской области: становится очевидным масштаб случившегося. Поселок имени Мустафина затопило в воскресенье, пострадали 80 процентов домов, четыре тысячи жителей эвакуировать успели, но вывезти транспорт и скотину многим не хватило времени. Часть домов почти полностью разрушена. Но даже в устоявших домах осталось мало уцелевших вещей: бытовая техника и мебель утрачены, вещи в грязи и тине. |