Алла Иванилова Электронное правительство теперь станет мобильным. Казахстанцы могут получать государственные услуги через смартфоны и даже обычные “кнопочные” телефоны
Хотя первоначально мало кто верил, что виртуальное правительство будет работать, и миллиардные затраты государства на это дело считали неоправданной тратой денег. Но они себя оправдали - в 2014 году в рейтинге ООН по развитию электронного правительства Казахстан занял 28-е место, поднявшись на 10 позиций по сравнению с 2012 годом. Благодаря высоким позициям, а также учитывая достижения в развитии е-правительства, Казахстан удостоен чести проведения в прошлом году Глобального форума по электронному правительству с участием представителей более 80 стран мира. Сегодня электронное правительство выходит на мобильный уровень, что позволит получать государственные услуги не только посредством компьютера, но и через любые модели сотовых телефонов и смартфонов с помощью SMS, мобильных приложений, коротких текстовых команд (USSD) и т.д. Для владельцев смартфонов уже доступно новое мобильное приложение Egov.kz (в Play Market и AppStore), в котором можно получить более 50 услуг сервисов. Для граждан, пользующихся мобильными телефонами старых моделей, реализованы SMS-услуги. Также казахстанцы смогут записывать электронную подпись (ЭЦП) на SIM-карту телефона. Уже сейчас посредством сотового телефона можно узнать срок действия техосмотра, просмотреть очередь на жилье, а также в преддверии выборов жители столицы могут получить информацию о своем избирательном участке. Для получения этой информации электронная подпись не нужна. Также можно настроить, чтобы на номер приходили уведомления с личного кабинета - о начислении штрафа, включении в реестр должников, запрете выезда из Казахстана, напоминание о завершении срока для оплаты налога, срока действия документов и т.д. Одна из услуг, которая скоро станет доступной - для оформления кредита и залогового обеспечения в банках не нужно собирать кучу бумажных справок. Банки самостоятельно смогут получать необходимые документы на своих клиентов. Тут возникает вопрос - как же неприкосновенность личной жизни, защита персональных данных? Однако чиновники успокаивают - получить сведения можно только с разрешения самого клиента. Пилотный проект планируют начать в июне с Жилстройсбербанком, в дальнейшем этот механизм будут внедрять и в других банках. Чтобы пользоваться услугами мобильного правительства, необходимо зарегистрироваться в приложении. Таким образом, номер сотового телефона будет привязан к ИИН. За полгода уже более 800 тысяч казахстанцев перешли на мобильное правительство. Параллельно с электронной цифровой подписью в этом году будет запущен механизм одноразового пароля. Эта норма уже включена в законопроект об информатизации, который находится в парламенте. После его принятия без ЭЦП, вводя одноразовый пароль, отправленный системой на мобильный телефон, можно будет получить различные информационные справки: адресную, об отсутствии/наличии недвижимости, залога и т.д. Но на более сложные услуги такой механизм идентификации пользователя распространяться не будет. Поскольку высок риск того, что, заполучив телефон, злоумышленник сможет открыть от имени пользователя ТОО или оформить другие услуги. Кстати, на случай утери телефона разработаны меры безопасности. Так, владелец гаджета, зарегистрированный в мобильном правительстве, может, как и в случае с потерей банковской карты, заблокировать доступ номера к порталу электронного правительства, позвонив в call-центр. Безусловно, электронный формат услуг удобен и самое главное - экономит время. Однако бумажные носители играют еще большую роль. Да и базы данных, которые часто “подвисают” в центрах обслуживания населения, идут не в ногу со временем.
|
Портал электронного правительства www.egov.kz работает уже девять лет. Сегодня это популярный ресурс, где автоматизировано более 700 услуг и зарегистрировано около 3,5 миллиона пользователей. Его ежедневная посещаемость в среднем составляет 43 тысячи человек. С 2006 года жителям Казахстана через портал оказано более 93 миллионов услуг. Ежегодно число виртуальных услуг пополняется. Так, в 2014 году стали доступны 20 новых услуг и сервисов. Благодаря их запуску граждане теперь могут получать информацию о состоянии пенсионных накоплений с учетом инвестиционного дохода, а также справки для выдачи заявителям адресной социальной помощи. А в скором времени пользователи портала даже смогут подать заявку на зачисление в кадровый резерв госслужащих и обучение в Академии госуправления.
Астана |