|
Мария Коленко Ксавье Долан представил зрителям драму “Мамочка” - специфический фильм не для сверхчувствительных людей
“Мамочка” - это пятая полнометражная работа 26-летнего канадского режиссера Ксавье Долана. По тематике она очень близка к его дебютной картине “Я убил свою маму”. В центре фильма вновь оказались отношения матери-одиночки Дианы (Анна Дорваль) и ее проблемного пятнадцатилетнего сына Стива (Антуан-Оливье Пилон), страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Действие “Мамочки” происходит в Канаде будущего. От настоящего оно отличается только тем, что в этой будущей Канаде уже принят новый репрессивный закон, регулирующий семейные отношения. Согласно этому закону, родители, не способные самостоятельно справиться со своими бешеными отпрысками, вправе без постановления суда сдавать их в психиатрические лечебницы. Угроза психбольницы незримо нависает над Стивом весь фильм, делает его отношения с Дианой особенно тревожными. История рассказывает о взбалмошной, молодящейся вдове Диане, которой пришлось забрать своего сына из исправительного интерната в связи с очередной его “шалостью” - поджог кафе, повлекший за собой многочисленные травмы одного из посетителей. В полной уверенности, что сможет начать новую жизнь, с заботой и воспитанием сына, Диана старается уделять своему неугомонному чаду как можно больше внимания, но ему и этого оказывается мало. Для Стива мама - это и есть его мир, его идеал женщины, его муза и воздух. Ради нее он готов свернуть горы, из-за ее резкого слова он может распрощаться с жизнью...

Правда, для Дианы Стива становится слишком много, и тут появляется еще один любопытный персонаж - соседка Кайла (Сюзанн Клеман) - учительница по образованию, взявшая академический отпуск, страдающая заиканием и находящаяся под постоянным контролем своего мужа. Кайла становится “плотом спасения” и для Дианы, и для Стива. Они проводят много времени вместе. Из этой троицы и складывается нестабильная конструкция семьи нового образца, где любовь неразрывно связана с болью, а до нервного срыва всегда рукой подать. Эту ленту можно смело отнести к арт-хаусу. Столь неоднозначные сцены вызвали недоумение и замешательство у зрителей. А эпизоды с грязным танцем матери и сына и их совсем не родственный поцелуй привели в настоящий шок. Безусловно, достоинство Долана заключается в его сверхчувствительности. Этот фильм осудит только тот, кто просто посмотрел его. Здесь простому зрителю нужно несколько большее - ощутить картину. Да, это непросто. Но если вы справитесь - получите колоссальнейшее удовольствие. Сумбурную реакцию вызвал также формат картины 4:3 - перевернутый прямоугольник, или, как назвали его критики, “формат “Инстаграма”. Возможно, режиссер хотел “порезать” свой фильм по 15 секунд и выложить его таким образом в популярную сеть, чтобы привлечь внимание еще большей аудитории молодых людей к “Мамочке”. У некоторых зрителей появилась ассоциация с приоткрытой дверью, будто они подглядывают за жизнью семьи. Очень много эмоций и переживаний режиссер передал с помощью нетривиальных ракурсов, пауз, взглядов героев и мнимо-случайных образов.
Хочется отдельно отметить музыкальную составляющую этой картины, которую, вероятно, не оценили зрители постарше, а вот дети девяностых были приятно удивлены, услышав в “Мамочке” горячие хиты из своего плей-листа. Это кино не слов, а действий, полных решимости, с весомой долью сумасшествия. По большей части, диалоги героев - это пустая болтовня, не несущая какого-либо содержания. Разве что сцена с разгневанной из-за новой пакости Стива Дианой и ее откровенное признание в порыве злости, при этом всю бурю эмоций на лице “мамочки” зритель не видит, ему показывают лишь спину и импульсивные руки. “Я знаю далеко не все о кинематографе. Я все-таки не зубрила, и мои фильмы - вовсе не декларация любви к кинематографу. Все, что я пытаюсь сделать, это действительно рассказать историю, но ищу для ее воплощения соответствующий стиль, это не мой личный стиль. Я пробую разные вещи. И не потому, что нахожусь в поисках собственного почерка или являюсь частью какого-либо направления в кинематографе. Меня расстроили отзывы многих критиков, превратно истолковавших мои фильмы. Я не пытаюсь возродить “Новую волну”, - отметил Долан. Картина “Мамочка” полна любви - непростой, необычной, безумной, настоящей. Как и другой фильм подобного жанра, “Мамочка” ставит вопросы, но ответов не дает. “Любовь между сыном и матерью сильнее, чем любовь мужчины и женщины”, - произносит одна из героинь. Но так ли это на самом деле? Лента Долана отличается современностью и свежестью. Будем надеяться, что таких режиссеров, как Ксавье, станет в мире кино гораздо больше - тех режиссеров, которые чувствуют цвет, чувствуют музыку, эмоции. Режиссеров, которые могут донести до зрителя свою мысль и затронуть потайные лазейки души.
Премьера “Мамочки” состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, по итогам которого Ксавье Долан был удостоен приза жюри. В этом году “Мамочка” получила высшую французскую кинопремию “Сезар” как лучший иностранный фильм. |