|
Айгуль Жилкишина
Биопродукты, экопродукты или органические продукты выращены, собраны, переработаны и упакованы по стандартам органического земледелия и производства, принятым в Европе (немцы и французы называют их Bio, англичане - Organic, голландцы - Ecо). Что под этим подразумевают некоторые казахстанские производители?
На протяжении ХХ века человечество умнело семимильными шагами - гораздо быстрее, чем за четыре предыдущих столетия. Ученые выяснили, что в основе этого феномена лежат ни большие потоки информации, ни повышение уровня образования, а... улучшение питания. Вместе с тем, эксперты констатировали, что в начале ХХI века показатели IQ стали снижаться, и эта тенденция нарастает, особенно у детей и подростков. Причина проста - фаст-фуд.
Овощи и фрукты обогащают наш мозг, позволяя нам прогрессировать как в интеллектуальной деятельности, так и в качестве жизни. Качественная пища сейчас - это прежде всего биопродукты без добавления удобрений.
С чего начать производство органической продукции у нас в стране? Понятно, что нужны стандарты, правила и определенные методы. Однако ориентироваться, по большому счету, не на что, так как сертификация во всех странах ведется по национальной шкале.
Биосертификация по правилам Евросоюза отличается от требований внутринациональных союзов производителей, и все они приходят к компромиссу.
Приглашая экспертов из-за рубежа, наши производители должны учитывать, на кого они будут ориентироваться. Если по стандартам ЕС на один гектар допускается добавление 170 килограмм азотных удобрений, то, по нормам немецких производителей - 112 килограмм.
В Европе издавна хорошо налажены структура производства, сбыт, сертификация и государственная поддержка органической продукции. И ценится экофуд традиционно достаточно высоко, поэтому технологии биометода также недешевы для иностранных покупателей. Добавьте сюда дополнительные услуги по биосертификации и экологическому консультированию для налаживания нового органического производства. Немудрено, что в таких странах органические крупы, фрукты, овощи, мясо и молоко часто стоят намного дороже стандартных аналогов. К примеру, в Китае цены на “экопродукты” могут превышать цены на обычные продукты до 700 процентов, в России - до 1000 процентов (что, оказывается, дороже цен на эту же продукцию в Европейском союзе, откуда она импортируется, в 3-4 раза).
В Европе и раньше была устоявшаяся классификация - к примеру, если сыр определенного сорта, то его качество контролируется государством. Им нетрудно было внедрить новые стандарты (в 1991-м - на растительную продукцию, в 1999-м - на животную), так как система контроля качества работала десятилетиями. Теперь в моде “эко” - согласно данным ЕС, за последние 10 лет производство органической продукции увеличилось в четыре раза.
Если раньше для всех продуктов были высший, 1-й и 2-й сорта, то до какой-то степени мы доверяли этой классификации. Сейчас в наших магазинах мы выбираем продукцию, основываясь на известности того или иного бренда, по принципу “доверяю или не доверяю”, так как государство качество продукции фактически не контролирует ни на внутреннем рынке, ни импортируемую продукцию.
Для того, чтобы внедрить систему контроля за биопродуктами, нужно наладить работу общей системы контроля. Например, как во времена СССР были стандарты, ГОСТы. Пусть продукты в магазинах классифицируются на 1-й, 2-й сорта и сорт “био” (“эко”, “органик”). А при нарушении правил этикетирования должны выплачиваться значительные штрафы, предприниматься серьезные меры наказания.
И такое отношение к еде вообще, и особенно к биопродуктам, должно стать государственной политикой - как, скажем, с национальным вопросом, языковой политикой. В общем, здоровая еда должна стать национальной идеей.
Эксперты из-за рубежа могут нам помочь наладить систему производства органического продукта, но до того должна быть создана база, чтобы было, на что накладывать эту “эко” систему.
При отсутствии единого международного стандарта производства биопродукции создается разнобой на мировых рынках биопродукции. К примеру, в соседней России юридически не закреплены понятия “экологически чистый”, “биологический чистый”, “органический”, хотя в 2004 году создали первый национальный орган по биосертификации в экологическом сельском хозяйстве - “Эко-Контроль”. Кроме того, в РФ с 2005-го существует Система добровольной сертификации экологического и биодинамического хозяйствования БИО, что позволяет официально проводить биосертификацию на территории России на соответствие экостандартам различных целевых рынков. Основными из них являются Россия, ЕС, США и Япония. А как обстоит дело у нас в стране?
“Эко” и “эко”
То, что нам поставляется из Европы с пометкой “эко”, обладает качеством, но все же не тем, какое у продуктов, потребляемых самими европейцами. Политика двойных стандартов была, есть и будет - даже в продовольственном вопросе. Кроме того, от участившихся продовольственных скандалов страдают и сами европейцы - от “био”-помидоров с пестицидами, от оливкового масла лишь с этикеткой “органик”. В Европе случаи с фальсифицированной продукцией за последние годы происходят все чаще - спрос на “био” растет. И мошенники поставляют на рынок продукцию не только с содержанием пестицидов, но и даже ГМО-продукты.
У нас не только средний класс, но и люди с невысоким уровнем доходов будут покупать то, что дешевле, даже если качество хуже. Но если государство станет выделять субсидии нашим биофермерам, то цена продукции для населения останется на том же уровне (не очень дорого), но качество ее будет значительно выше. Таким образом, будут решаться две задачи - сохранение здоровья населения страны и поддержка отечественного производителя.
Кроме финансовой поддержки необходимо создать многоуровневую систему контроля продукции, чтобы государство могло регулировать качество продукции с лейблом “био”.
В Казахстане до сих пор нет требований к маркировке органической продукции и государственной системы сертификации органической продукции. Это позволяет недобросовестным производителям и торговцам использовать “псевдомаркировку”. В европейских странах приставки “био” и “органик” можно употреблять только к органическим продуктам. У нас в стране маркировка “био” означает только то, что продукты обогащены витаминами и полезными бактериями, а “органик” используется как бренд, не имеющий ничего общего с органическим производством. Приставка “эко” - стандарт экологически чистого продукта (СТ РК 1618-2007), по словам Евгения Климова, председателя Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства KAZFOAM, не соответствует международному пониманию органического производства.
Как сделать так, чтобы дети не травились в школах от бесплатных завтраков? Только с помощью контроля качества - продукции на рынках, в магазинах, в детских садах и школах, а также в тех точках, где продаются пирожки, шаурма и чебуреки. К примеру, что будет, если сейчас кто-то отравится некачественным блюдом? Символический штраф (около 2000 тенге), смена названия марки товара, заведения - и все по наезженным рельсам.
Система контроля качества продукции должна быть не декларативной (нужно бороться за хорошее качество), а эффективной, четко структурированной. За нарушение предписаний - лишение лицензии, серьезный штраф, и не административная ответственность, а по УК РК. Во всяком случае, детям в школьных столовых нужно предлагать здоровую, качественную и вкусную пищу. Иначе (а это так зачастую происходит) они побегут в соседний продуктовый за гамбургером, чипсами и прочим, что вредно для здоровья, интеллекта и для будущей жизни в целом.
Органическое сельское хозяйство стало формироваться в начале XX века как концепция биодинамического земледелия, выдвинутая Рудольфом Штайнером в 1924 году. Позднее ее стали называть “органическое сельское хозяйство”. В 1972-м в Версале была основана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM), которая в 1980 году сформулировала “Базовые стандарты IFOAM относительно производства биопродуктов и их переработки” и “Акредитационный критерий IFOAM”. Эти нормы являются базовыми для создания государственных стандартов и инспекционных систем. Сейчас эта международная неправительственная организация объединяет свыше 700 активных организаций-участников в 100 странах мира. |