|
Алла Иванилова
“В ближайшие годы рынок труда будет находиться под влиянием особых демографических факторов. В трудоспособный возраст вступает относительно немногочисленное поколение 90-х годов. Если в 2013 году ежегодный чистый прирост экономически активного населения (ЭАН) составлял около 100 тысяч человек, то к 2017 году он может сократиться более чем в четыре раза (до 19-20 тысяч человек). По прогнозам, только лишь к 2023 году по приросту ЭАН будет восстановлен уровень 2013 года”, - отметила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова. Вследствие этого уменьшится давление на рынок труда и, соответственно, риск безработицы.
Главная же задача, которая сегодня стоит перед министерством, - противоположная: обеспечить страну рабочей силой
В минувший вторник в Министерстве здравоохранения и социального развития прошло расширенное заседание коллегии. Ведомство, которое с прошлого года объединило в себе Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты населения, впервые отчитывалось о своей деятельности.
Итак, мы не Европа, и масштабная безработица нам не грозит. По данным статистики, уровень безработицы в прошлом году, по сравнению с 2013 годом, снизился с 5,2 до 5 процентов, составив 458,6 тысячи человек, и этот уровень сохранится до 2019 года. По словам министра здравоохранения и социального развития Тамары Дуйсеновой, этот прогноз весьма объективен, так как основан на использовании “Карт занятости”, отражающих текущий и перспективный баланс трудовых ресурсов в каждом регионе и по стране в целом. Так, потребность в рабочей силе в ближайшей перспективе сохранится на прежнем уровне - около 300 тысяч человек ежегодно.
Так что, учитывая, что в ближайшие годы новых работников на рынке труда будет появляться лишь 19-20 тысяч человек, то есть 6-7 процентов от потребности, в стране, наоборот, не будет хватать людей труда. И вот, чтобы обеспечить страну рабочей силой, потребуется вовлечение в производство самозанятых и безработных граждан, а также высвобождаемых работников, численность которых составляет на начало года 1,2 миллиона человек. Для этого во всех регионах до 15 марта будут утверждены комплексные планы содействия занятости, реализуемые по программе “Нурлы жол”, а также за счет других отраслевых и государственных программ. Казахстанцев, как и в прошлые годы, обеспечат работой в рамках “Дорожной карты занятости-2020”.
Кстати, в этом году подходы “Дорожной карты занятости-2020” изменят. В частности, внедрят новые механизмы, направленные на подготовку молодежи для сферы услуг на основе опыта стран Юго-Восточной Азии. Подготовка включает в себя несколько уровней. На первом слушателей курсов готовят к работе официантом в столовых недорогого общепита. Те, кто продолжает обучение и заканчивает курсы второго уровня, могут работать в более дорогих кафе и ресторанах. На третьем этапе можно получить профессию бармена. К организации краткосрочных курсов привлекут владельцев ресторанов, отелей и других организаций. Как заметила глава ведомства, обучение будут проводить высококвалифицированные мастера, которым оплачиваются образовательные услуги. Кроме того, предполагается, что обучать молодежь рабочим специальностям будут “опытные наставники” - пенсионеры или лица предпенсионного возраста. Таким образом, чиновники намерены “убить двух зайцев”: обучать молодежь и дать возможность передавать свои знания и при этом, что немаловажно, зарабатывать старшему поколению. Такие механизмы успешно реализуются сейчас во Франции и называются “контрактами поколений”.
Говоря о будущем, министр здравоохранения и социального развития отметила, что в Казахстане продолжится работа по модернизации пенсионной системы. Соответствующий проект закона уже подготовлен, и он предусматривает изменение порядка назначения базовой пенсии. Так, с 1 июля 2017 года ее размеры будут зависеть от стажа участия в пенсионной системе. При стаже 10 и менее лет размер базовой пенсии будет равен 50 процентам от величины прожиточного минимума. Затем за каждый полный год стажа свыше 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2 процента. При 20 годах стажа это будет 70 процентов прожиточного минимума, при 35 годах - сто процентов. Законопроект также предусматривает увеличение размеров пенсионных выплат за счет введения с 2018 года новой условно-накопительной компоненты, формируемой за счет взносов работодателей в размере пяти процентов от доходов работников. В результате пенсионные выплаты будут осуществляться из трех источников: бюджет, взносы работодателей и работников, что должно обеспечить ставку замещения прежних доходов граждан на уровне не менее 40 процентов.
Что касается сферы здравоохранения, то в этом году завершается реализация государственной программы “Саламатты Казахстан”. Министерство уже приступило к разработке Государственной программы развития здравоохранения на 2016 - 2020 годы. Основным ее направлением станет развитие первичной медико-санитарной помощи: улучшение ее доступности и качества, укрепление кадрами.
Еще одно направление работы - внедрение системы управления заболеваниями, предусматривающей профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний как единый процесс оказания медицинской помощи.
По словам присутствующего на коллегии вице-премьера Бердибека Сапарбаева, “врачи не должны заниматься бумаготворчеством, а должны лечить людей”. В этой связи с апреля текущего года в больницах Казахстана, имеющих автоматизированные рабочие места медицинских работников, будет исключено заполнение документации на бумажных носителях за исключением амбулаторной карты пациента. Кроме того, заместитель главы правительства считает, что необходимо медицинское обслуживание в школах передать из Министерства образования и науки в Министерство здравоохранения и социального развития.
Между тем с 2017 года в Казахстане будет поэтапно внедрено социальное медицинское страхование, которое будет формироваться за счет средств государства, работодателя и работника. Таким образом, чиновники намерены заставить казахстанцев более внимательнее относиться к своему здоровью.
Сфера “влияния” этого госоргана обширна, поэтому и его бюджет оценивается не миллиардами, а триллионами. Так, в этом году на финансирование программ социальной защиты и здравоохранения в республиканском бюджете предусмотрены расходы в сумме 2,4 триллиона тенге, что на 300 миллиардов больше, чем в прошлом году. За счет этого с 1 января текущего года размеры пенсионных выплат повышены на девять процентов, базовые пенсии и социальные пособия - на семь процентов.
Астана |