|
В Египте раскручивается скандал века, превосходящий по значению все революции
...Нет нужды говорить, что золотая 10-килограммовая маска фараона Тутанхамона является главным символом Египта и одним из десяти самых значительных символов человеческой цивилизации вообще. Случилась невообразимая вещь: маска, пережив в целости и сохранности все войны и революции (с момента своего открытия в 1922 году), была преднамеренно и необратимо испорчена руками самих же музейных сотрудников, что повергло в шок все историческое сообщество. О подробностях беспрецедентного происшествия нам поведал известный египтолог Виктор Солкин, узнающий последнюю информацию из своих источников, пишет “Московский комсомолец в Казахстане”
- Виктор, когда это все случилось?
- Египетский музей в Каире - тот самый, знаменитый, на площади Тахрир - с сентября начал масштабную реставрацию залов, витрин, экспонатов, касающихся жизни фараона Тутанхамона, на что были выделены международные гранты, то есть намерения были вполне благие. Примерно в конце декабря группа молодых реставраторов неожиданно заявила, что были повреждены вещи в момент перестановки витрин. Внутри музея сразу начались репрессии: пятерых сотрудников вышвырнули на улицу...
- Из-за того, что была информационная утечка?
- Конечно. Египет в этом плане очень консервативен. Итак, ребят уволили, но тут же в арабских информагентствах появились доказательства. Представьте себе главный, золотой зал Египетского музея. В центре стоит в витрине маска Тутанхамона. По сторонам - его же золотые саркофаги. У маски, вес 10 кг 230 г чистого золота, высота 54 см, есть длинная ритуальная борода, которая тоже сделана из золота, причем инкрустирована серо-зеленым фаянсом. Так вот, реставраторы эту маску уронили...
- Кто и как?
- Известно, что к этому прямое отношение имеет старшая заведующая отделом Тутанхамона госпожа Эльхан Абдельрахман - многие сотрудники с сомнением говорят о ее квалификации: понятно, что в хранилище Тутанхамона назначают людей, близких к вышестоящим кругам. Так вот - они провели все необходимые работы внутри витрины, а когда ставили маску обратно, ее уронили, маска упала внутри витрины, и борода откололась. В древности она отсоединялась - держалась с маской на крошечной золотой втулке. В панике госпожа Абдельрахман вместо того, чтобы срочно обратиться в Реставрационный совет, а у них там реставраторы высочайшего уровня, причем с европейским образованием, обратилась к супругу, который также является одним из реставраторов в музее.
- И что он сделал?
- Он приклеил бороду к маске Тутанхамона на эпоксидный, необратимый клей. Эпоксидная смола нерастворима! Подбородок древней маски загублен! Клея он не жалел. Поэтому с одной стороны клей потек. И дальше полузастывший клей “реставратор” стал соскребать скальпелем! Это невообразимо. Это все равно что скальпелем почистить портрет Моны Лизы. В итоге мы имеем серьезные царапины на подбородке и большой слой жуткой желтой массы - все видно на фото - между маской и бородой. Мало того, приклеили бороду под другим углом!
- Что сейчас?
- Начато уголовное преследование, да и то - только потому, что уже вмешалась пресса. Буквально в эти часы в присутствии премьер-министра идет расследование. Виновникам грозит небольшой срок - от года до пяти, но даже самое жесткое решение не успокоит мировое музейное и историческое сообщество. Реликвии это не поможет. Как хорошо прокомментировала Анна Мутина, ведущий реставратор Музея истории религии в Санкт-Петербурге, - эпоксидную смолу можно удалить только со слоем металла.
- Насколько толст слой металла?
- Это кованое золото, оно достаточно плотное, но маска совершенно фантастически была отполирована - это же лицо, самая видная область. И эти царапины уже не удалить.
- Мы видим, как борода присоединена изначально, неужели нельзя было чем-то изнутри ее зацепить?
- Нет, там маленькая металлическая втулка вроде штифта. Ведь борода отдельно присоединялась к маске. И даже когда англичанин Говард Картер, чья экспедиция нашла маску, очищал реликвию от бальзамировочных смол, он отсоединял бороду. Есть старые фотографии маски в момент открытия гробницы, где она вообще без бороды. Но когда маска упала внутри витрины, основная втулка, видимо, была повреждена, и восстановить ее “на коленке” не представлялось возможным.
- Местные реставраторы справятся с проблемой или надо будет вывозить маску в Европу?
- Ее не вывезут в Европу, в 70-х годах прошлого века уже было знаменитое турне Тутанхамона по миру, в том числе и в Союз привозили: в 1973 году маска находилась в Пушкинском музее. Турне закончилось печально, потому что в 1978 году в Германии один из бесценных предметов - золотой ковчег для царских внутренностей - попытались стащить. Попытка оказалась неудачной, но ковчег, вынимая из витрины, повредили. С тех пор был принят закон о запрете вывоза фараоновых вещей, и маски - тем более. Повторяю, в Египте есть и свои прекрасные, проверенные годами кадры. Они уже спасали поврежденные вещи из Каирского музея после 2011 года - после попыток ограбления. Но удастся ли хоть как-то улучшить ситуацию - большой вопрос. Никто никаких перспектив сейчас не дает. Царапины останутся навсегда, повторяю, перешлифовку делать категорически нельзя. А борода... Боюсь, все так и останется, как есть. Прямо с эпоксидной смолой.
Кстати
Маска фараона Тутанхамона из его же гробницы выполнена в XIV веке до новой эры. Это главная находка Говарда Картера и его мецената - британского лорда Карнарвона, увидевшая свет божий в 1922 году. Маска была надета на голову мумии и залита слоем благовонных смол. Кстати, в 20-е годы XX века ее “очистка” была проведена ювелирно. Маска при желании может налезть на голову обычного человека, несмотря на то, что 19-летний фараон был миниатюрным: но делалась она в расчете на то, чтобы налезть на забальзамированное тело. Сам Тутанхамон погиб в результате ДТП тех времен - ударился при падении с колесницы, причем разрублена вся левая часть тела - видимо, упав, еще и попал под колесо |