|
Юлиана Жихорь
В Казахстане легализована почти треть от всех заявленных к легализации объектов. Всего подано заявок на сумму более полумиллиарда долларов
За первые три месяца акции по амнистии в связи с легализацией имущества казахстанцы отважились подать на легализацию почти 12 тысяч заявлений. Чаще всего хотят легализовать жилую недвижимость (подано почти 9,5 тысячи заявлений). Чуть меньше - нежилых объектов (5,8 тысячи заявлений).
По данным Министерства финансов, 13 человек решились оформить на себя 13 долей участия в юридических лицах стоимостью 700 миллионов тенге, и ценные бумаги на 800 миллионов.
Всего казахстанцы, по данным на начало декабря, хотят легализовать имущества на общую сумму свыше 92 миллиардов тенге, или более полумиллиарда долларов.
Уже легализовано 4058 объектов (или 27 процентов от заявленного на легализацию количества).
Если смотреть по темпам активности граждан, то пока, судя по всему, население лишь присматривается к процессу. Начиная с сентября активность ежедневной подачи заявлений держится, в принципе, на одном уровне. Возможно, казахстанцы ждут “подвоха”: придут или не придут силовики выяснять, “откуда взялось имущество”. Возможно, пока собирают все необходимые для легализации документы: для легализации имущества необходимо, чтобы оно было юридически грамотно оформлено и находилось на земле, находящейся в собственности.
А вот с деньгами пока не очень: за три месяца казахстанцы принесли на специальные счета в банки второго уровня всего 5,6 миллиарда тенге, положив их на 35 сберегательных счетов. Половина этой суммы была практически сразу обналичена (или переведена на другие счета), с уплатой в бюджет 10-процентного сбора за легализацию. 44 миллиона инвестированы в экономику (или куплены акции госкомпаний, или объекты в рамках второй волны приватизации). Оставшиеся средства пока лежат на счетах.
Впрочем, если судить по итогам прошлой легализации (2006-2007 годов), то, вполне возможно, что основной поток денег придется на последние несколько месяцев. Пять лет назад, как тогда сообщал Минфин, за последний квартал акции на счета поступило более 70 процентов от всех легализованных денег. (Всего во время акции по легализации имущества и капитала в 2006-2007 годы было легализовано имущества на сумму около 7 миллиардов долларов, что составило 8,3 процента к ВВП. Тогда в республиканский бюджет поступило около 60 миллиардов тенге, или 483 миллионов долларов).
Что касается имущества за рубежом, амнистия на легализацию которого впервые объявлена Казахстаном, то пока таких заявлений не поступало.
Кстати, на днях Президент РФ Владимир Путин объявил о намерении России объявить масштабную легализацию имущества и средств, поступающих из-за рубежа. “Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов, - заявил Путин. - Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но убежден, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны”.
Казахстан тоже активно работает над закрытием подобной “офшорной страницы”.
Ратификация Страсбургской конвенции позволяет сегодня нашей стране сотрудничать по вопросу отслеживания движения всех средств из Казахстана на зарубежные счета. В скором времени в налоговые службы и финансовую полицию начнут поступать сведения о наличии средств казахстанских граждан на счетах в зарубежных банках и офшорных компаниях.
Учитывая, что с 2017 года в стране стартует всеобщее декларирование доходов, уже с 2018 года фискальные органы начнут “шерстить” казахстанцев на предмет законопослушности в части уплаты налогов. И тогда всем, кто будет заподозрен в нарушении закона, весьма не поздоровится. Сегодня наказание, вплоть до уголовного, может последовать за налоговые нарушения в течение последних пяти лет. Но, как показывает мировая практика проведения легализаций, после подобных амнистий все государства начинают “закручивать гайки” и ужесточать наказание за налоговые махинации. Вполне возможно, что по этому пути пойдет и Казахстан.
Пока же граждане могут без всяких санкций легализовать все ранее утаивавшееся. И спать спокойно.
Астана |