|
Ольга Шишанова
Воин, рабыня и дочь фараона
Оперу Джузеппе Верди “Аида”, постановку которой в столичном театре “Астана Опера” осуществил итальянский маэстро Франко Дзеффирелли из “Ла Скала”, пожалуй, можно назвать премьерой года в культурной жизни Казахстана. Об этом в эксклюзивном интервью “НП” рассказал советник директора “Астана Опера” по художественным вопросам Вильям Грациози
- Господин Грациози, что было самым трудным в постановке оперы “Аида”?
- Как и во всех постановках, здесь, конечно, были свои трудности. Но это абсолютно нормально, это были рабочие моменты, которые встречаются, когда режиссер ставит такую великолепную постановку, как “Аида”. У этой оперы огромный репертуар, она ставится во всем мире. И я не скажу, что это легкая постановка, напротив, она очень сложная.
Главная загвоздка была в огромном количестве людей, одновременно находящихся на сцене, поскольку это очень сложная постановка. А также в плане контроля этих нескольких сотен людей, находящихся на сцене одновременно - это было у нас главной сложностью в ходе работы. Но маэстро Дзеффирелли это удалось, более того, он - режиссер-миф, поскольку его постановки славятся тем, что они весьма сложные и включают в себя очень большое количество людей на сцене. Его спектакли красивы, объемны, и масса людей, задействованных в них на сцене, это его особенность.
- В таком случае, какой Ваш любимый спектакль у господина Дзеффирелли?
- Я очень люблю его постановку “Турандот”. Буквально этим летом мы с Франко Дзеффирелли смотрели этот спектакль. Это было в “Арена ди Верона”, зрителей там было 15 тысяч человек, все действо происходило не внутри театра, а на открытом воздухе, и в этом красивом спектакле чувствовалась рука мастера. И сегодня я очень горд и счастлив, потому что в этом году мне удалось привезти в “Астана Опера” две постановки театра “Ла Скала”, такие как “Тоска” и “Аида”. Потому что прекрасный казахстанский театр достоин таких великолепных постановок.
- Что было самым интересным при постановке спектакля “Аида” с художественной точки зрения?
- Самым интересным моментом было то, что итальянская культура соединилась с культурой казахской. И произошло это во время работы, так как все декорации, бутафория для постановки “Аиды” были выполнены в лабораториях театра “Ла Скала”, и, кроме того, сотрудники этого итальянского театра приехали помочь своим казахстанским коллегам в Астане. И вот итальянский стиль работы соединился с местным стилем, то есть работники театра “Астана Опера” сегодня потихоньку учатся этому стилю, потому что опера, конечно же, родилась в Италии. И мне замечательно наблюдать, как в совместной работе воссоединяются две культуры и становятся одним целым.
- Опера “Аида” освещает события, которые произошли более двух тысяч лет назад. Случались ли какие мистические истории при постановке оперы, ведь этот спектакль подымает огромный пласт истории, а артисты - люди очень суеверные.
- Театр “Астана Опера” слишком молодой и новый, и с технологической точки зрения он также еще слишком свеж. Так что у нас еще оперное привидение здесь не живет. Для этого нужно, чтобы прошло время, и тогда, возможно, нечто подобное появится. Ситуации в театре были и бывают разные, но мистических пока не припомню.
- Кем были придуманы и как были изготовлены костюмы и декорации для столь грандиозной постановки “Аиды” в “Астана Опера”?
- Художником по костюмам является Маурицио Миленотти. Но сам стиль всей оперы - это задумка и идея маэстро Франко Дзеффирелли. Все костюмы сделаны таким образом, что именно олицетворяют то время, которое, как Вы сами сказали, было более двух тысяч лет назад. И, если Вы откроете книгу истории, Вы увидите, что костюмы, которые были сделаны для постановки, абсолютно идентичны и похожи на костюмы на иллюстрациях, они очень близки к истории и правдоподобны. Вы можете сравнить, таким образом, костюмы фараонов или изображения различных сфинксов - малых и больших, которые оказались весьма и весьма близки к реальности. Что касается декораций, то они очень богаты визуально, с вкраплениями настоящего сусального золота, что производит потрясающе огромный эффект на каждого зрителя. Кстати, в свое время опера “Аида” ставилась в театре “Ла Скала” несколько раз. Но однажды был момент, когда именно этой оперой в нем открывался театральный сезон, а в “Ла Скала” простой оперой сезон не открывают. И теперь эти костюмы и декорации постановки оперы “Аида” находятся в собственности театра “Астана Опера”.
- Каков бюджет спектакля? Сколько было затрачено, например, просто на изготовление одного костюма?
- Я не могу назвать сегодняшнюю стоимость костюмов, однако она точно была приемлема, так как это уровень театра “Ла Скала”. Но я могу сказать, сколько стоили костюмы, когда в “Ла Скала” только приступили к их изготовлению - это случилось 7 января 2006 года, они обошлись на тот момент в 800 тысяч евро.
- Каково их общее количество?
- В опере всего задействовано примерно 300 человек, а костюмов более 500 штук, и во время спектакля смена костюмов происходит очень часто. Все ткани, из которых они изготовлены, натуральные - шелк, бархат, все они имеют художественную ценность, и все они очень богато смотрятся в самом процессе игры на сцене. И, кстати, все костюмы выполнены вручную в пошивочном цехе театра “Ла Скала”, мастера которого славятся во всем мире как профессионалы своего дела.
- После постановки оперы “Аида” каковы у Вас творческие планы?
- Как сказал в свое время предыдущий директор “Астана Опера” Толеген Мухамеджанов, театр “Ла Скала” изначально хотел быть “мамой” астанинского театра, и мы уже запустили в рамках этого очень много проектов. В будущем мы также планируем совместное сотрудничество, у нас есть планы, есть проекты. Я надеюсь, что у маэстро Альпиева, который является теперь новым директором “Астана Опера”, задумка будет такая же - продолжить сотрудничество с театром “Ла Скала”. Будущие проекты находятся на стадии рассмотрении, но я уже сегодня могу сказать, что это спектакль Джузеппе Верди “Трубадур” и его опера “Дон Карлос”. Кроме того, к выставке ЭКСПО-2017 в Казахстане мы хотим пригласить сюда театр “Ла Скала” с постановкой Верди “Фальстаф”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |