|
Олександр Черный
Больше двух месяцев идут жаркие бои в донецком аэропорту. Массовый героизм проявляют обе стороны - и обороняющие аэропорт украинские силовики, и осаждающие аэропорт украинские повстанцы
Донецкий аэропорт.
Финал противостояния?
В очередной раз власти ДНР заявили: аэропорт взят. И после этого мы в очередной раз узнаем о кровопролитных боях за аэропорт. Да сколько же в Донецке аэропортов?!
Гибнущих окружают легенды и беззастенчивое вранье как официальных властей, так и пресс-служб Новороссии.
Наше незнание деталей и Киев, и Донецк используют в своих целях. По нескольку раз и Донецк, и Киев сообщали, что аэропорт полностью находится под их контролем. Бойцы с обеих сторон получали награды и поощрения. Но это никак не вносило ясность в вопрос, кто контролирует Донецкий аэропорт. Складывается впечатление, что аэропорт сдают, а потом отбивают обратно по нескольку раз на дню. Обе стороны стоически молчат о потерях и раненых, что превратило осаду аэропорта в некий задорный водевиль, где каждый хвалится, что он - хозяин. В молодецкую забаву. На самом деле все максимально кроваво и часто очень неумно.
|
Новый терминал - ворота города |
Пару дней назад мы вновь услышали с новороссийской стороны, что аэропорт полностью взят. А с киевской, что аэропорт полностью контролируется Украинскими вооруженными силами.
Чтобы хоть немного понять, как рождаются мифы о взятии донецкого аэропорта, стоит разобраться, что из себя представляет сам аэропорт.
Донецкий аэропорт имени С.С. Прокофьева начал строиться еще в 1933 году.
В июле 2011 года под проведение футбольного чемпионата Евро-2012 была построена новая полоса, а в мае 2012 года - новый огромный терминал, который мог пропустить больше 3000 пассажиров за один час. Проектировали хорваты, потратили без малого семь миллиардов гривен (около 875 миллионов долларов). Сейчас терминал представляет собой руины со стальными остовами.
Взлетная полоса может принимать самолеты любого класса. За 2013 год аэропорт пропустил 1 100 500 пассажиров. Главные направления - Киев и Москва. Почти все остальные - это турецкие курорты. В Европу и дальше - только один рейс, в Мюнхен.
После футбольного чемпионата строительство не закончилось. Начали строительство отдельного VIP-терминала.
|
Новый роскошный терминал строился к чемпионату мира по футболу Евро-2012 |
Как аэропорт Донецка
превратился в Сталинград.
История противостояния
Сразу после того, как в Славянске сбросили с административных зданий украинские флаги, в аэропорт Донецка, как в главную гавань региона, прибыла часть третьего полка специального назначения ВС Украины. Лучшее, что было из силовиков.
Спецназовцы окопались в старом терминале, аэропорт тогда еще продолжал принимать рейсы. В мае в Донецк прибыли ополченцы под руководством Ходаковского. Так называемый батальон “Восток”.
Гражданская война вещь не только страшная, но и странная. Сегодня особенно. Так, матери с грудными детьми на руках устанавливают радиомаячки рядом с военными базами для последующих авиаударов по ним. Разведчики сообщают о передвижении войск по домашним телефонам, а полевые командиры ополчения и старшие офицеры украинской армии обязательно имеют номера сотовых телефонов друг друга и общаются без связистов. Напрямую.
Ходаковский 26 мая провел переговоры с командиром кировоградского спецназа, занявшего старое здание аэропорта. И о чем-то там договорился.
Якобы договоренность была такая: ополченцы занимают новое “ничейное” здание аэропорта, а спецназ остается в старом. Без стрельбы и ненужных жертв.
После этого разговора несколько КамАЗов со 150 ополченцами выдвинулись в сторону аэропорта, вошли в новый терминал и выпроводили гражданских.
Для лучшего обзора и контроля один отряд ополченцев залез на крышу. Впоследствии именно они понесли самые крупные потери в аэропорту.
|
Новый терминал сегодня |
Договоренность со спецназовцами оказалась банальной ловушкой. Спустя час после размещения батальона “Восток” в аэропорту его солдаты подверглись массированному авиаудару вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25. Стены нового терминала, сделанного из стекла и стали, оказались никудышней защитой. Одновременно с диспетчерской вышки открыли огонь из зарубежных снайперских комплексов крупного калибра (12,7 мм). В украинской армии и спецназе такого вооружения нет. Позже подтвердилось, что огонь вели польские “добровольцы”-снайперы.
Чуть позже из минометов, гранатометов и стрелкового оружия открыли огонь спецназовцы, с которыми “договорился” Ходоковский. Централизованного руководства ополченцами после налета авиации не было, командиры отделений управляли обороной сами. Ходоковский находился в здании аэропорта, но обороной не руководил, по словам ополченцев, находился в ступоре.
Первые потери - трое убитых и несколько тяжелораненых - понесли бойцы на крыше. Среди них было несколько чеченских добровольцев. Крыша нового терминала засыпана гравием, и больше ранений при налете авиации ополченцы получили не от осколков, а от гравия, разлетающегося при взрывах ракет.
При общей неразберихе и отсутствии центрального командования появилась информация, что терминал окружен боевиками “Правого сектора” (националистическая партия). И отступать из аэропорта нужно прорываясь на КамАЗах.
Кто дал такой приказ, не понятно до сих пор. Несколько отрядов погрузили многочисленных раненых на два КамАЗа. Оставшиеся боевые группы выбирались на своих двоих. Без каких-либо проблем.
А вот судьба боевых групп на КамАЗах трагична. Они, не имея связи с другими воинскими формированиями в Донецке, попали под обстрел своих же солдат.
КамАЗы на полном ходу налетели на засаду ополченцев. Те приняли их за украинскую армию. Один КамАЗ прорвался, другой завалился на бок. Большинство его пассажиров были перебиты. Итог - 35 убитых.
|
Диспетчерская вышка сейчас |
То есть все вражеские самолеты, вертолеты, снайперы нанесли куда меньший ущерб, чем огонь в упор перепуганных своих.
Примерно та же история произошла и с украинскими силовиками. Польские снайперы на диспетчерской вышке перенесли огонь с ополченцев на бойцов украинского спецназа. Что они перепутали и не так поняли, выяснить не удалось. Снайперы били по украинскому спецназу. Связи с ними у офицеров спецназа не было. Поэтому, чтобы сохранить бойцов, спецназ развернул все тяжелое вооружение и начал мощный обстрел по снайперам. Количество погибших военных и снайперов засекречено. И тут украинский спецназ и польские добровольцы, как и ополченцы, самые страшные потери понесли от своих.
Зачем мы так подробно рассказываем об этом давно забытом майском штурме? Чтобы читатель приблизительно понял, насколько это необычная война. Безжалостная в своих нелепейших проявлениях.
Аэропорт штурмовали еще много раз. Сколько, не помнят даже сами участники. Но не только злость на коварство спецназовцев подогревает желание овладеть аэропортом. Успехи ополченцев на других фронтах и топтание на месте в Донецке сильно подрывают заявления о боеспособности армии Новороссии и ее тотальном превосходстве над украинскими военными. Это дело принципа. Поэтому с обеих сторон воюют отнюдь не новобранцы.
В пылу штурмов был полностью разграблен супермаркет “Метро”, находящийся на нейтральной территории, но в центре боевых действий. Грабили всем миром - и ополченцы, и военные, и гражданские.
|
Магазин “Метро” после разграбления |
Кто-то считает, что горстка спецназовцев - голодная, холодная, но очень стойкая - вот уж полгода без связи с внешним миром удерживает аэропорт. Все в бинтах и кирпичной пыли. Это ошибка. Официальные власти мифы о горстке героев всячески поддерживают. Мол, враги называют защитников аэропорта киборгами! Враги не могут поверить, как кучка героев сдерживает орды сепаратистов и русские танки! В общем, пересказ фильма о защитниках Брестской крепости. Как говорится, чем масштабнее ложь, тем охотнее в нее верят.
На самом деле после первого штурма к спецназу кировоградцев прибыли лучшие войска, что нашлись в Украине. Это были совсем не те первогодки, что массово сдавались, дезертировали и убегали от боя на российскую территорию. Нет, ставки слишком высоки. В аэропорт прислали все элитные войска. Много войск.
Прибыли танки, тяжелая артиллерия, авиация.
Самоходная артиллерия и прочая тяжелая стреляющая техника - это 93-я отдельная механизированная бригада. Командир Олег Микац.
Лучших украинских танкистов - 17-ю танковую бригаду - также отправили в аэропорт.
Имеющая хоть и кровавый, но все ж боевой опыт под Зеленопольем, 79-я аэромобильная бригада после трагичного разгрома и пополнения также отправлена удерживать аэропорт. Нужно сказать, на сегодня это самая оснащенная часть во всей армии Украины.
Третий полк специального назначения. Он держал аэропорт с самого начала. Его бойцы прекрасно знают всю местность, подземные коммуникации и прочее. Обстрелянные, привыкшие, умелые.
|
Диспетчерская вышка весной |
Один из первых добровольческих батальонов - батальон “Днепр-1”. Именно этих бойцов новороссийская пропаганда называет карателями. Напрямую связывают их финансирование с Коломойским. Опять же с ними связывают истории о расстрелах украинских солдат за невыполнение приказа. И истории с зачистками сел, после которых там не остается ни одного жителя. Такое негативное отношение со стороны врага говорит о серьезном психологическом инструменте, который используется для укрепления боевого духа. Что-то вроде заградотряда. Если солдаты побегут, пощады не будет. В аэропорт батальон не вводился, охраняет село Пески, но многие его наблюдатели находятся в разных частях в аэропорту. Следят, чтобы не было измены.
Против них ополчение выставило не менее серьезные силы, перечислить их трудновато. Войска Новороссии имеют специфическую структуру. И воюют не полками и бригадами, а поротно. Называть каждую роту - не хватит страницы. Но самые боеспособные отряды точно здесь, под донецким аэропортом.
Из телевидения знаем двух командиров - Моторолу и Гиви. Складывается впечатление, что аэропорт штурмуют двумя малочисленными отрядами, где командир сам и снаряды носит, и огонь корректирует. Это сказка, таких отрядов здесь десятки.
Что такое Донецкий аэропорт? Почему его все берут, да никак взять не могут?
На самом деле то, что мы называем Донецким аэропортом, это не один терминал, руины которого показывают по ТВ.
|
После штурма |
Что такое Донецкий аэропорт.
География противостояния
Донецкий аэропорт - это два десятка больших зданий и еще большее количество малых, с огромным числом пристроек и подземных помещений.
Вот список только крупных строений на территории Донецкого аэропорта: новый терминал, старый терминал, старый VIP-терминал, недостроенный новый VIP-терминал, автобусная станция, база хранения авиатоплива, самолетные ангары, диспетчерская башня, центр управления “Донбассаэро”, штаб гражданской авиации, командно-диспетчерский пункт, авиационные ремонтные мастерские, котельная, кладбище самолетов, гостиница “Полет”, монастырь при кладбище, супермаркет “Метро”, автоцентр “Тойота/Лексус”. Все они сегодня - крепости с давно пристрелянными позициями. Поэтому когда одна из сторон захватывает очередное здание, задорно сообщает: захвачено здание Донецкого аэропорта. Специально не уточняя, какое. На самом деле аэропорт сейчас полностью не контролирует ни одна из сторон. Есть здания под контролем ополченцев или украинских силовиков. Они эти здания постоянно друг у друга отбивают.
Площадь аэропорта - более 400 гектаров, из них 99 процентов - это полностью открытая местность. Вся местность просматривается и пристреляна артиллерией обеих сторон.
Под зданиями масса подземных строений: тоннели, бомбоубежища и огромные подвалы. Можно заявлять о контроле каких-то зданий, а не всего аэропорта. Но даже если и захватить все здания, полного контроля не добиться. Нужно занять все позиции украинских военных в радиусе 10-15 километров. Иначе аэропорт останется удобной мишенью. А когда там не будет военных, украинская артиллерия разыграется вовсю, не оставив камня на камне. Да и самолеты, заходящие на посадку, можно будет расстреливать прямо из автоматов. Так ополченцы из автомата Калашникова сбили Ил-76 с украинскими десантниками в аэропорту Луганска.
Аэропорт находится в окружении сел, в большинстве которых базируется артиллерия украинской армии. Они имеют мощные группировки в населенных пунктах, окружающих аэропорт: Пески, Карловка, Опытное, Авдеевка.
Да и само понятие “самолет, заходящий на посадку” сейчас не применимо к Донецкому аэропорту.
Донецкого аэропорта имени Прокофьева больше нет. Терминалы и вся инфраструктура разрушены, навигационное оборудование уничтожено, авиазаправка, сами заправщики, снегоуборочная техника, гаражи, ремонтные мастерские - все разбито. Взлетно-посадочная полоса в ямах и трещинах. Аэропорт нужно будет отстраивать почти с нуля. Да и зачем он Новороссии при отсутствии самолетов?
Первый настоящий штурм зданий аэропорта прошел в ночь на 1 сентября. Тогда же пошли атакой на аэропорт Луганска. Луганский аэропорт, точнее то, что от него осталось, взяли с ходу. А в Донецке атака ополченцев захлебнулась, выбить военных с территории аэропорта не получилось.
Штурмовали аэропорт 28 сентября, 2, 3 и 6 октября. После чего объявили о взятии аэропорта. Очередное пропагандистское заявление, которое не совсем отражает реальную картину. Взято очередное здание в аэропорту.
В подтверждении этого после сообщения о взятии аэропорта ополченцами министр обороны Украины Сергей Полторак заявил: “Сегодня среди украинских солдат есть конкуренция. Все хотят туда (в Донецкий аэропорт) поехать”.
Возможно, это очередная пропаганда, но ясно одно: битва за аэропорт не закончена.
|
Ополченцы на крыше нового терминала. Первый “договорной” штурм |
Главный вопрос:
зачем нужен аэропорт
украинской армии и ополченцам?
По этому поводу рассказываются самые красивые сказки.
Киевские власти утверждают, что аэропорт нельзя отдавать: если это сделать, из России в Донецк ломанутся чередой боевики и военная техника. Гуманитарные грузы не надо будет растамаживать на границе с Украиной. А мало ли, что эти русские завезут под видом гуманитарного груза!
Полный бред. Не только учитывая факт, что Донецкого аэропорта больше нет. Любой груз из России гораздо безопаснее, дешевле и проще провезти по земле. Потери во времени - минимальны. Будь то военная техника, десант или гуманитарка. Даже если восстановить взлетно-посадочную полосу, украинские ПВО с легкостью собьют любой самолет над Донецком.
На самом деле, сейчас решается простой, казалось бы, вопрос - чья сила мощнее. После ряда неудач украинской армии на этот вопрос нет очевидного ответа.
|
Ополченцы. Результаты первого “договорного” штурма |
Для всего мира объявленное перемирие Порошенко - это возможность спасти от ополченцев Мариуполь и не дать завладеть морскими портами. А также перегруппировать свои не слишком мощные вооруженные силы для последующего нападения.
Донецкий аэропорт столкнул элиты двух армий. Если победят ополченцы, станет понятно, что с украинской армией глупо считаться. Что это за армия, если ее элита не в состоянии удержать аэропорт?
Обеим сторонам аэропорт нужен для демонстрации своей победы. Запоминается последняя битва. Это очень важно для народных масс, аэропорт навсегда войдет в историю Украины. А кроме того, пока идет война, власти не обязательно отчитываться за развал экономики и тотальное воровство. В “трудные времена” все в патриотическом угаре с гордостью и скорбью несут лишения, терпят повышение цен и урезание зарплат и дают властям безграничные полномочия. А тот, кто вдруг спросит, “где бюджетные деньги”, автоматически объявляется саботажником и москалем.
В ДНР на днях пройдут выборы. Взятие аэропорта поднимает рейтинги так, как и не снилось политтехнологам. Украинские войска до выборов в Киеве аэропорт удержали. Что, несомненно, сказалось на результатах выборов. Теперь дело за ополченцами. И они попытаются использовать тот же козырь.
Донецк |