|
В ночь на вторник в аэропорту Внуково разбился самолет Falcon-50EX, на борту которого находился президент одной из крупнейших мировых нефтегазовых компаний Total Кристоф де Маржери, возвращавшийся в Париж после заседания комиссии по содействию иностранным инвестициям у премьера Дмитрия Медведева. В лице погибшего в авиакатастрофе топ-менеджера Москва потеряла серьезного союзника. Его лояльность к России французские СМИ отмечали даже в некрологах. Кристоф де Маржери активно содействовал инвестициям в страну, публично выступал против санкций, пишет “Коммерсант”
Из-за своей позиции в отношении санкций Кристоф де Маржери “стал не очень популярным” во Франции. Зато в России его ценили: вчера свои соболезнования публично принесли и чиновники, начиная с Владимира Путина и Дмитрия Медведева, и бизнесмены, включая главу “Газпрома” Алексея Миллера, президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова и совладельца НОВАТЭКа Геннадия Тимченко.
Но и во Франции смерть господина де Маржери стала главной темой и для СМИ, и для политической и бизнес-элиты. Традиционно соперничающие правые и левые, от Николя Саркози до Франсуа Олланда, были едины во мнении: в лице Кристофа де Маржери они потеряли не только талантливого топ-менеджера, но и друга. СМИ говорили о топ-менеджере очень тепло, вспоминая прозвище Большой Ус. Кристоф де Маржери, пишут они, не боялся работы, любил Францию, здоровался с подчиненными, был великолепным переговорщиком и тонким дипломатом, весельчаком, любителем сигар и хорошего виски, общавшимся “на ты” со всеми, кроме своей матери. При этом какого-либо политического подтекста в обсуждении гибели топ-менеджера даже на фоне нынешней политической напряженности между Россией и Западом, по сути, не возникло. Большинство французских СМИ просто сообщили об “авиакрушении”, в отношении которого “начато двойное расследование, во Франции и в России”, некоторые же и вовсе не упомянули, что это произошло в Москве. Зато многие говорили об общей лояльности господина де Маржери к России.
Кристоф Маржери был примером классического европейского топ-менеджера, который проработал в Total всю жизнь, придя в компанию в 1974 году. В 1995 году он возглавил ее ближневосточный блок, в 1999 году - подразделения разведки и добычи, в 2000 году стал старшим вице-президентом, а в 2007 году - председателем правления. Коллеги и знакомые господина де Маржери называют его уникальным менеджером. “Он был очень нестандартный, открытый, любящий пошутить. Это выделяло его на фоне англосаксонских закрытых и скучных топ-менеджеров. Именно этим брал де Маржери - удачной шуткой мог выиграть переговоры”, - говорит знакомый Кристофа де Маржери. Его партнер по бизнесу добавляет, что топ-менеджер был “истинным бизнесменом”, всегда готовым на риск.
Liberation
(Париж, Франция)
То, насколько весь мир был потрясен в понедельник утром известием о гибели главы Total Кристофа де Маржери в результате столкновения его самолета Falcon со снегоуборочной машиной в аэропорту Внуково, лишний раз подчеркивает, что этот человек был не просто великим предпринимателем. Он был и могущественнее главы государства, и в то же время оставался невероятным человеком. Именно благодаря этим чертам его гибель, обстоятельства которой вполне могли бы лечь в основу шпионского романа, становится главной новостью для политической и экономической жизни страны, всей Европы и целого мира. “Нетипичный” - так чаще всего о нем отзываются. Де-факто, нравится это кому-то или нет, он был человеком, не похожим ни на кого другого.
У Кристофа де Маржери был невероятный список контактов, которыми он при необходимости легко делился с представителями МИДа Франции. Ему удавалось быть другом для многих из тех, кого не очень приветствовали в мире, но для него первоочередными всегда оставались интересы фирмы Total. Он не скрывал своей близости к Владимиру Путину, с которым проводил длительные беседы каждый раз, когда они встречались. Разумеется, у Total всегда были свои интересы и множество нефтяных проектов в России. Но было и нечто большее. “Представьте Россию без Путина. Это же будет хаос”, - говорил он каждый раз, когда его спрашивали об этой дружбе, вызывающей недоверие.
Manager Magazin
(Гамбург, Германия)
Он мог бы заниматься шампанским, но потомок известной династии Теттанже решил посвятить жизнь нефти. На пути к посту главы компании и уже в качестве ее руководителя де Маржери не только приобрел друзей, но и нажил немало врагов. Список стран-партнеров Total выглядит как справочник (авторитарных) режимов: Ирак, Иран, Россия, Ливия, Катар, Саудовская Аравия, Нигерия, Мьянма при прежнем правительстве. Правосудие также интересовалось им: в 2002 году Total обвиняли в нарушении эмбарго ООН в отношении Ирака, тогда де Маржери 48 часов провел в предварительном заключении. Позже Total обвиняли в сотрудничестве с Ираном.
The Independent
(Лондон,
Великобритания)
Утрата де Маржери будет отчетливо ощущаться промышленностью, ведь он бесстрашно защищал крупный нефтяной бизнес и репутацию этого бизнеса, имеющего дело с диктаторами и деспотическими режимами. Его эксцентричные усы и принципиальное нежелание идти на поводу у политкорректности были его главными отличительными чертами. Например, когда в 2010 году его спросили, правы ли нефтяные компании, имея дело с определенными политическими фигурами, он ответил: “Чертовски правы”.
В Ираке, Иране, Анголе, Бирме, Нигерии и Судане де Маржери был со своей неизменной перьевой ручкой, подписывая ей договоры о добыче нефти. Он считал это своим патриотическим долгом перед Францией, поскольку ей не хватает собственных нефти и газа.
Поэтому неудивительно, что Маржери встретил свой конец в России, где он, как известно, невзирая на украинский кризис, совершал сделки с Владимиром Путиным.
Виновником катастрофы в аэропорту Внуково, в которой погиб президент Total Кристоф де Маржери, пока считается водитель снегоуборочной машины, в которую врезался его самолет, но следствие обещает, что в деле будут и другие фигуранты, поскольку случившееся стало следствием “преступного попустительства должностных лиц”. Учитывая статус как господина де Маржери, так и самого аэропорта, использующегося первыми лицами государства, расследование, по данным “Ъ”, поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского “борта №1” с президентом Лехом Качиньским.
Falcon-50EX с регистрационным номером F-GLSA должен был выполнить рейс LEA074P из Внуково-3 в Париж. Лайнер принадлежал французской авиакомпании Unijet и обслуживался экипажем из трех человек из Франции. В зависимости от комплектации оснащенный тремя двигателями Falcon-50EX берет на борт до девяти пассажиров. Однако в понедельник вечером пассажир был только один - глава нефтегазовой компании Total 63-летний Кристоф де Маржери.
Незадолго до полуночи самолет получил разрешение от диспетчера на вылет и в 23.57 начал разбег для взлета с первой ВПП. Погодные условия хотя и не были идеальными (видимость 350 метров, нижняя граница облачности 60 метров), но все же позволяли совершить взлет.
Примерно через 40 секунд после начала разгона перед самолетом, уже начинавшим отрыв от земли, неожиданно возникло препятствие - снегоуборочная роторная машина Schmidt.
Она оказалась на пути Falcon в районе так называемой крестовины - пересечения с другой взлетно-посадочной полосой. На большой скорости Falcon ударил уборщик левым крылом, после чего перевернулся и рухнул на землю. Самолет сразу же загорелся, а некоторые его части были отброшены на несколько десятков метров. По тревоге сразу же подняли расчеты поисковой и аварийно-спасательной службы Внуково. Пожар потушили достаточно оперативно, однако выживших на месте катастрофы обнаружить не удалось. Уже в 1.34 Внуково стал отправлять и принимать лайнеры на полосу №2, в то время как другая ВПП осталась закрытой до утра.
За рулем снегоуборщика находился 60-летний житель Одинцовского района Подмосковья Владимир Мартыненко. При столкновении с Falcon он чудом не пострадал, но находился в состоянии сильнейшего шока. Водителя задержали, а официальный представитель СКР Владимир Маркин объявил, что Владимир Мартыненко сел за руль снегоуборщика в нетрезвом состоянии. В итоге водитель стал первым подозреваемым по уголовному делу, которое СКР возбудил по ч. 3 ст. 263 УК РФ (“Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”). Кроме того, следствие заинтересовалось работой диспетчерской службы Внуково (она подчиняется ФГУП “Госкорпорация по организации воздушного движения”), в частности диспетчером-стажером, которая вела Falcon. Учитывая, что 20 октября диспетчеры отмечали свой профессиональный праздник, их также отправили для медосвидетельствования на предмет употребления спиртного и психотропных веществ.
После того, как на месте происшествия побывал глава СКР Александр Бастрыкин, который провел в аэропорту оперативное совещание, стало понятно, что только “стрелочниками” следствие ограничиваться не собирается. “Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта”, - заявил Владимир Маркин, не исключивший задержания новых подозреваемых.
Весь день во Внуково работали эксперты СКР и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ими были найдены “черные ящики” разбившегося Falcon, а также изъяты все видео- и аудиозаписи, а также техническая документация, регламентирующая работу наземных служб аэропорта.
В свою очередь, как заявил после допроса водителя Мартыненко адвокат Александр Карабанов, его подзащитный не признает вины в катастрофе и вообще отрицает употребление спиртного. По словам защитника, перед началом смены водитель прошел обязательный медосмотр и получил от механика путевой лист, в соответствии с которым и работал. При этом, как уверяет адвокат Карабанов со ссылкой на близких задержанного, тот практически не употреблял спиртного даже по праздникам, так как страдает хроническим заболеванием сердца. “Из нормального человека хотят сделать очередного козла отпущения”, - отметил адвокат. |