|
Алан Байтенов
Необоснованные доходы
В Казахстане все же отменят техосмотр и доверенности - их очень точно назвали “необоснованными расходами граждан”. Законопроект, в котором обозначат это решение - “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан”, представили на этой неделе в мажилисе
Как отмечает пресс-служба Министерства национальной экономики, помимо улучшений условий для предпринимательства документ содержит отдельный раздел, посвященный максимальному упрощению взаимодействия с государством. Наиболее интересное, на наш взгляд, - принцип “одного окна” для инвесторов, упрощение процедур банкротства и ликвидации, а также ограничение роли государства в проведении проверок в отношении предпринимателей. Ну и, собственно, отмена нотариальной заверки копий документов, техосмотра личного транспорта - того, что моложе семи лет, и доверенностей на вождение. И вот почему: “В целях исключения необоснованных расходов граждан при взаимодействии с государственными органами”.
Впервые о том, что введут подобные новшества, мы говорили чуть более месяца назад. Об этом сообщил президент Казахстана, выступая на открытии четвертой парламентской сессии. Тогда же был обозначен срок - начало 2015 года. Сегодня он обрел точность - со слов вице-министра национальной экономики Каирбека Ускенбаева, законопроект может вступить в силу 1 января 2015 года.
С отменой технического осмотра для автомобилей моложе семи лет все понятно - это на самом деле “необоснованные” расходы. А также идеальные условия для возникновения коррупции. Ведь сегодня изменить ситуацию со взяточничеством в этой области не может даже специально разработанная электронная система “Техосмотр”. Ведь если называть вещи своими именами, сегодня некоторые недобросовестные станции, а точнее персонал, может провести машину таким маршрутом, что камеры хоть и на момент, но потеряют ее из виду. “Грамотному” специалисту достаточно минуты - за это время он сможет проникнуть в салон и “почистить” пассажирское кресло, куда заботливый хозяин авто уже положил купюру. Что же касается данных, которые необходимо вбивать в специальную электронную форму, - здесь также проблем особых нет. Аппаратура, что проводит замеры техсостояния авто, к сети не подключена, следовательно, вся информация в базы данных идет через посредника - оператора станции. А он к этому времени уже “наш”...
В одной из публикаций мы прикидывали, сколько владельцев автомашин могут быть освобождены от этих “необоснованных” расходов и что может помешать этому. По информации из открытых источников, таких автомобилей в Казахстане около 10 процентов от всего парка легкового транспорта. Всего, по данным Министерства внутренних дел РК в Казахстане, - 3,5 миллиона единиц подобного автотранспорта. И при средней стоимости операции в 3,5 тысячи тенге 1,2 миллиарда тенге - убытки станций технического осмотра. Подобный инструмент добычи денег, по всей видимости, принадлежит достаточно серьезным людям. Отчего эта инициатива может натолкнуться на серьезное сопротивление.
Как бы там ни было, до вступления закона в силу еще больше двух месяцев. И это в том случае, если дату не перенесут. Впрочем, уже сегодня видна оптимистичная тенденция - ранее отменили техосмотр для машин “трехлеток”, собираются отменить для “семилеток”, а в будущем, надеемся, и вовсе откажутся от этой номинальной процедуры. Почему номинальной, мы отметили абзацем выше.
И, наконец, отмена доверенностей на вождение. Вот что по этому поводу рассказали представители министерства: “Отмена доверенности производится в соответствии с поручением президента. На самом деле, на сегодняшний день мировая практика доверия управления транспортным средством осуществляется на основании страхового полиса, который мы все, как автовладельцы, обязаны получать. И наличие у субъекта доверенности не является достаточным основанием для того, чтобы он мог управлять транспортным средством. Помимо этого необходимо включение данного лица в страховой полис. Это действительно является основным документом, по которому можно проверять, насколько законно то или иное лицо управляет транспортным средством”.
Собственно, это - отказаться от доверенностей в пользу страховых полисов - мы и предложили в публикации “Автомобилисты будущего” от 5 сентября 2014 года в номере 96. В частности, когда говорили о сохранении контроля над преступностью и отказа от дублирующих документов. Ведь на самом деле наличие страхового полиса сегодня является необходимым для каждого участника дорожного движения - как собственника авто, так и того, кому доверили. И если что, угонщик должен будет предоставить все документы на машину. Чего, конечно же, он сделать не сможет. А если и сможет (вдруг украдет машину вместе с документами), ему придется засветиться в “белой” страховой компании “по полной” - необходимо будет указать все свои данные. Единственный момент - проблема с подделкой полисов обязательного страхования. Поэтому параллельно с введением подобной нормы стоит серьезно усилить контроль над страховыми агентами и над распространением бланков полисов. Да, от всего защититься сложно. Но ведь отказ от доверенности на вождение - не только отказ от “необоснованных” расходов, но и отказ от дублирующих документов.
Конечно, сегодня эти инициативы только на начальной стадии обсуждений. “НП” продолжит следить за развитием ситуации. |