|
Алла Иванилова
Казахстанские чиновники уже давно заявили о том, что намерены уничтожить коноплю, растущую в Чуйской долине. Правда, дело оставалось за “малым” - решить, каким образом. Недавно Казахстанский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений предложил в качестве “истребителя” гербициды. Сейчас этот вариант рассматривают как с финансовой, так и с практической точек зрения
После того как Министерство внутренних дел расписалось в своем бессилии относительно “промышленной” ликвидации чуйской конопли (министр внутренних дел Калмуханбет Касымов признал, что попытки наладить переработку дикорастущей конопли были безуспешными, и теперь растение надо просто уничтожить), к решению проблемы подключили Министерство сельского хозяйства.
ТОО “Казахстанский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений” предложило уничтожить коноплю гербицидами с подсевом кормовых культур. По словам главы МВД, это не только “потребует отдельного финансирования начиная с его научно-технической экспертизы”, но объективной оценки и обоснованных выводов профильных специалистов.
Чуйская долина, расположенная на территории Казахстана и Кыргызстана, является местом массового произрастания дикой конопли. Объемы ее урожая оцениваются в пять-шесть тысяч тонн ежегодно. Как только ни боролись с “дурман-растением” отечественные чиновники. И старыми “дедовскими” методами - перепахивали, выкашивали, травили химикатами и жгли поля. Однако все бесполезно. Не так-то просто уничтожить 145 тысяч гектаров. Именно на такой территории, по оценкам специалистов, имеются локальные очаги произрастания дикой конопли, столь популярной среди наркодельцов. Также, по подсчетам специалистов, ее общая растительная масса ежегодно составляет около 24 тысяч тонн. Это позволяет изготовить четыре тысячи тонн 600 килограммов марихуаны или четыре тонны 100 килограммов гашиша.
В разное время предлагали разные методы радикального решения проблемы Чуйской долины. Туда собирались ввести вооруженную охрану, изготавливать текстильную продукцию, лекарства и масло из дикорастущей конопли, вытаптывать ее скотом или выращивать вместо нее окультуренные виды без содержания наркотических веществ. Не смогли справиться с проблемой и ученые умы, предлагавшие действительно хитроумные и, казалось бы, действенные ходы. Один из таких - подсев на конопляные плантации борщевика Сосновского. Все операции по его посеву предлагали проводить в течение двух лет. На третий год борщевик, по мнению авторов проекта, должен был полностью уничтожить коноплю, а из самого борщевика намеревались получить зеленую массу для производства биотоплива и сахарной продукции. Но и это не сработало. Как, в принципе, и другой аналогичный способ. Ранней весной полупустынные участки засевали семенами однолетних кормовых трав - ячменя и сафлора, которые хорошо переносят засуху и вытесняют сорняки. Потеснили они и коноплю. В первый год сквозь их заросли смогло пробиться почти в 3000 раз меньше растений, чем в предыдущие годы. Во второй год растений каннабиса на контрольных площадях и в зарослях сафлора и ячменя было больше, и были они повыше. Исследователи объяснили это тем, что при повторной вспашке прошлогоднего слоя земли на поверхности оказалось много старых семян конопли. Так ли это, мог бы показать третий год, но, как это обычно бывает, наши ученые не стали продолжать опыт и поспешили объявить о том, что сафлор и ячмень эффективно вытесняют дикорастущую коноплю и восстанавливают деградировавшие земли и пастбища.
В разных станах по-своему борются с произрастанием конопли. В России, например, депутаты Госдумы тоже предлагали подключить силы химической промышленности, ученых-биологов и даже “вырастить такого колорадского жука, который бы ел коноплю”. В других государствах и вовсе ее легализовали, а в третьих - пришли к выводу, что это лекарство. Сейчас уже есть доказательства того, что каннабис действительно способен помочь человеку и вылечить его от некоторых видов рака. Это глиома (опухоль опорных клеток нервной системы), рак молочной железы, рак щитовидной железы, рак толстой кишки и рак предстательной железы. Для регулярного лечения каннабисом подойдут только сорта с высоким содержанием активных веществ. Это может стать заменой для фармацевтических продуктов, которые являются дорогостоящими и часто имеют побочные эффекты. Конопля является более эффективным, безопасным и дешевым лекарством. Однако многие пациенты не имеют законного способа получения гашиша. Израиль уже использует каннабис для лечения. Там коноплю легализовали в 1999 году. Сегодня в стране выдают около 20 разрешений в день на покупку конопли для лечения 2000 больных. Она используется, чтобы уменьшить боль у пациентов, больных раком, СПИДом, рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, болезнью Альцгеймера и катарактой.
Астана
Феномен чуйской конопли до сих пор не раскрыт. Существует версия, что первые семена индийской конопли в Чуйскую долину в конце XIX века привез туркестанский генерал-губернатор Колпаковский. Он посеял ее, чтобы предотвратить наступление песков. По другой версии, ее завезли из Сибири в период зарождения Советского Союза. Якобы планировалось использовать растение в промышленных целях, так как климатические условия в Казахстане были более чем подходящими. Но какие бы легенды ни ходили, большинство считает, что конопля в Чуйской долине отечественная и произрастала там с доисторических времен. До 60-х годов дикая чуйская конопля была известна только местным жителям. Затем ее для себя открыли советские хиппи, сделавшие долину местом для ганджа-туров. Увеличение спроса на марихуану подстегнуло интерес криминальных структур. Во времена СССР, когда коноплю объявили наркотиком, тоже думали над проблемой уничтожения плантаций. Когда начали активно развивать растениеводство, там, где каннабис мешал освоению плодородных почв, его уничтожали. В песчаных местах, где высаживать сельхозкультуры посчитали нецелесообразным, истреблять растение не стали. Наоборот, ученые пришли к выводу, что это своеобразный буфер, который помогает сдерживать пески и таким образом препятствует опустыниванию.
Борьба с наркотиками, как и с табакокурением, имеет всегда двойную подоплеку. С одной стороны, чиновники ратуют за здоровье народа и избавление мира от знаменитой Чуйской долины. С другой - борьба с коноплей выгодное с экономической точки зрения дело. В мире уничтожение гербицидами считается чуть ли не самым дорогостоящим видом борьбы с наркосодержащим растением. Поэтому странно, что отечественные чиновники выбрали именно этот метод. К тому же проследить, насколько эффективно расходуются деньги, будет не так-то просто. Конечно, бумага, на которой можно написать то, что нужно, стерпит все, но навряд ли кто-то из проверяющих будет объезжать каждый гектар, где растет конопля, а это более 140 тысяч, и лично инспектировать “умерщвленные” плантации. К тому же зачастую, как показывает практика, тот, кто борется, тот и финансирует “грязные” дела. Таким людям и структурам выгодно, чтобы существовали наркотики. Потому что всегда найдутся новые способы и деньги на новую борьбу. И так будет бесконечно. Ни для кого не секрет, что за 12 лет пребывания в Афганистане войск НАТО страна произвела и экспортировала больше героина, чем любое государство мира. Американцы ступили на афганскую землю в тот момент, когда в 2001 году был произведен наименьший объем опиумного сырья с 1992 года, всего 185 тонн, под посевы которого было занято менее восьми тысяч гектаров территории. За годы иностранного вторжения производство наркотиков увеличилось почти в 40 раз, достигнув беспрецедентного масштаба. Аналогичная ситуация и в Колумбии, куда также под предлогом борьбы против кокаиновых картелей были направлены американские военные.
Конечно, мы понимаем, что некорректно сравнивать опиумный мак, культивируемый человеком, и дикорастущую коноплю, но подход к борьбе с этими наркотиками в данном случае одинаков - музыку заказывает тот, кто платит. То есть “борцы” так или иначе причастны и заинтересованы в том, чтобы плантации существовали. При этом средства на их уничтожение - это еще одна статья доходов, причем немалая. |