Юлиана Жихорь
В условиях все усугубляющихся экономических проблем в мире Казахстану предстоит сложный период адаптации и противодействия финансовым трудностям. Проект бюджета на год грядущий предполагает сужение наших экспортных возможностей (в связи с уменьшающимися мировыми потребностями) и снижение цен на сырье. Но вполне возможно, что и этот, относительно скептичный прогноз, придется пересматривать: цены на нефть в мире ползут вниз
В конце прошлой недели стоимость барреля нефти марки Brent впервые с 2013 года опустилась ниже ста долларов - до 97,71 доллара. Котировки октябрьских фьючерсов на нефть WTI на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи составили 92,56 доллара за баррель. Стоимость барреля Light Sweet тоже ниже сотни - 94,64.
На падение стоимости черного золота повлияли данные статистики из Китая, показавшие падение объемов импорта в августе второй месяц подряд: на 2,4 процента против прогнозных трех. Экспорт же вырос в августе на 9,4 процента против 9 прогнозировавшихся. Что касается общих темпов роста экономики, то аналитики прогнозируют рост ВВП КНР в 2014 году не выше 7,4 процента - худший показатель с 1990 года.
Снижение темпов роста Китая означает и сокращение потребности в энергоносителях для притормаживающей китайской экономики.
Власти КНР пытаются остановить падение собственной экономики. В среду стало известно, что Центробанк КНР принял решение предоставить пяти крупнейшим банкам страны 81 миллиард долларов для стимулирования спроса. Каждый из банков получит краткосрочную ликвидность в 16,5 миллиарда на 3 месяца. Средства предназначаются для кредитования разных секторов экономики, но акцент планируется сделать на выдачу кредитов для МСБ.
|
Марио Драги: “Без принятия решительных действий еврозона может повторить судьбу Японии - столкнуться с “потерянным десятилетием”... |
К этому прибавляется и продолжающийся кризис в Европе. Глава Европейского Центробанка Марио Драги заявил, что выход из продолжительной рецессии потребует увеличения фискальных дефицитов, финансируемых за счет денег ЕЦБ. Инфляция в еврозоне уже затормозилась, недотягивая даже до запланированного годового уровня в два процента. И европейские экономисты всерьез озабочены перспективой затягивания дефляции. По словам Марио Драги, без принятия решительных действий еврозона может повторить судьбу Японии, столкнувшись с “потерянным десятилетием” и настолько медленными темпами роста, что собственно о росте можно и не говорить. Президент Бундесбанка Йенс Вайдман уже призывает к повышению зарплат (для стимулирования спроса и, как следствие, роста экономики), но политики пока не решаются на такой шаг. Тем более что проводимая японским правительством политика стимулирования роста хоть и дала результат на первом этапе, сегодня требует пересмотра - в Токио уже отмечают затормаживание роста ВВП.
Сокращение роста в ЕС вызвано еще и санкциями, введенными Москвой против ряда европейских отраслей. В Брюсселе пока только подсчитывают возможный ущерб от российского эмбарго, но уже известно, что речь идет о сумме не менее пяти миллиардов евро. Которые, согласитесь, в условиях экономической стагнации выделять в качестве дополнительных финансовых ресурсов для компенсации потерь весьма болезненно.
В среду нефть отыграла на биржах несколько долларов, поднявшись к обеду до 99,1 доллара за баррель марки Brent. Однако уверенности в устойчивом росте цены барреля пока нет.
Дело в том, что, несмотря на снижение мировых объемов потребления углеводородов, страны - члены ОПЕК пока не собираются сокращать объемы добычи. Критической точкой для принятия решения может стать стоимость барреля в 80 долларов.
Для Казахстана эта цена тоже может стать критической. При прогнозном расчете стоимости барреля марки Brent 90 долларов отечественная экономика может впасть в глубокую депрессию. Впрочем, в запасе у властей (если руководствоваться их многолетним опытом) есть несколько сценариев, в том числе и пессимистичный, который предусматривает падение стоимости нефти ниже 80 долларов. Но будем надеяться, что эта мера не потребуется.
А вот российским экономистам надеяться не на что - их бюджет на текущий год рассчитывался из расчета цены на нефть российской марки Urals на уровне 93 доллара за баррель. И вчера стоимость барреля подошла вплотную к критической отметке, составив 93,8 доллара. Если нефть продолжит падение, Россия может оказаться в еще большей экономической яме, чем сегодня прогнозируется. Интересно, что Минэкономразвития РФ упорно продолжает давать оптимистичные прогнозы на стоимость нефти на текущий год. Во вторник глава этого ведомства сообщил, что их прогноз цены барреля составляет 104 доллара. Впрочем, заметил Алексей Улюкаев, “прогнозировать цену на нефть - это самое неблагодарное занятие из всех. Шансов на то, что ты сделаешь правильный прогноз, почти нет. Мне кажется, что эта волна временная, потом будет некоторое укрепление”.
Астана |