|
Юлиана Жихорь
Японское чудо. Дубль два
Говорят, не всегда богатство приносит счастье. Когда есть все, отсутствует желание хотеть чего-то еще. Сейчас власти Японии пытаются вывести собственную экономику из глубокого застоя, одновременно делая попытки простимулировать население страны стремиться к лучшему
|
С советником премьер-министра Шизуока Эцуро Хонда |
Парадокс, но одна из самых сильных и устойчивых экономик мира - японская - находится в глубоком кризисе. Точнее, застое. 20 лет в стране наблюдалась дефляция. “Уровень производства и способность развития уже 20 лет остается на прежнем уровне. Развитие отсутствует. Мы сталкиваемся к потолком”, - заявил “НП” советник премьер-министра, профессор университета Шизуока Эцуро Хонда.
Интересно, что экономисты не могут объяснить сие “японское экономическое чудо”. При том, что на этот островок безопасности стекаются иностранные инвестиции, да и в стране достаточно много собственной ликвидности (японцы много сберегают), бюджет страны находится в удручающем состоянии: государственный долг Японии уже достиг 200 процентов к ВВП - это самый высокий показатель среди развитых стран.
Впрочем, как считают японские власти, даже при дальнейшем увеличении госдолга дефолт этой стане не грозит - практически все государственные ценные бумаги размещены на внутреннем рынке. Интересно, что доходность по долгосрочным облигациям страны снизилась с 7 процентов в 1990-е годы до 1 процента в 2013-м.
Несмотря на наличие огромного количества внутренней ликвидности, японские корпорации не вкладывались в новое оборудование или его обновление. В том числе и по причине отсутствия роста прибыли. “Получается замкнутый круг, - рассказал “НП” глава научно-исследовательского института Japan Research Institute Сусуму Такахаши. - Отсутствие дополнительной прибыли означает замораживание заработных плат и отсутствие обновления основных фондов. А это означает отсутствие доходов компаний”. На это играют и чрезмерно высокие налоги на прибыль корпораций и завышенный курс йены.
Впрочем, с последним правительство достаточно успешно борется.
Стратегический курс на выведение экономики из дефляционного кризиса назвали “Три стрелы абеномики” по имени премьера-реформатора Синдзо Абе, предложившего программу “Трех стрел”.
Первая из них - достижение целей по росту цен. Экономику накачивают дополнительной ликвидностью, в том числе и за счет выпуска очередной порции государственных долгосрочных облигаций. Но главное - девальвация йены: за 4 месяца курс японской валюты по отношению к доллару упал почти на 20 процентов. Впрочем, ожидавшегося роста экспорта не произошло. Зато у компаний появились дополнительные средства для обновления основных фондов. А это означало хоть и незначительный, но рост экономики.
|
Японские бизнесмены молятся за удачный финансовый год у храма Канда в Токио |
К методам монетарного стимулирования экономики прибавляются и методы бюджетного стимулирования - это уже “вторая стрела”. Правительство всерьез задумывается о снижении налога для корпораций (сегодня этот налог в Японии составляет 36 процентов, в ЕС и США он составляет около 25 процентов). Одновременно с этим разрабатываются методы дополнительного налогового стимулирования (льготы) в случае модернизации фондов и увеличения расходов на НИОКР. Как рассказал “НП” заместитель министра финансов Японии Юшихиса Фурукава, сегодня государством рассматривается возможность возврата до 30 процентов от суммы капиталовложений.
Еще одна льгота ждет корпорации в случае повышения зарплат своих работников.
К слову, в 2013 году произошло первое повышение заработных плат за последнее десятилетие. И хотя рост оказался небольшим (в среднем 2 процента), это стало хорошим подспорьем. В нынешнем году на 1-3 процента повысились и заработные платы государственных служащих, чему последние очень обрадовались.
Как считают в Токио, предприятия в стране достаточно богаты, чтобы вкладывать средства в свое развитие. Им просто нужен хороший толчок, чтобы появился интерес к этому саморазвитию.
В целом подобные меры должны способствовать росту конкурентоспособности японских предприятий и экономики в целом.
В результате смягчения монетарной политики рост ВВП Японии в прошлом году составил 1,9 процента.
Рост цен и рост зарплат простимулировал и рост внутреннего спроса. Также на 2 процента. И это при том, что правительство повысило налог на потребление с 5 до 8 процентов (рост произошел впервые за 17 лет). Это дало кратковременный рост инфляции: в апреле-мае инфляция составила 3,4 процента. В 2013 году рост инфляции составил 3 процента (без учета одного процента роста потребительских цен). Что касается года нынешнего, то пока инфляция составляет 3,2 процента, из которых 2 процента - вклад роста потребительских цен.
К слову, сегодня эксперты просчитывают перспективы дальнейшего роста налога на потребление. Для начала до 10 процентов (возможно, это произойдет уже к концу года). Но, как шутят в токийских кулуарах, для поддержания стабильного экономического роста и достижения целей по росту инфляции в 2 процента годовых потребительский налог должен составить не менее 30 процентов. (Впрочем, вице-министр финансов Японии Юшихиса Фурукава, узнав об этих прогнозах, поперхнулся. И заявил, что такого не потребуется: “Мы наблюдаем уже сейчас снижение отрицательного сальдо платежного баланса на 4 триллиона йен. К 2015 году отрицательное сальдо будет снижено в два раза. К 2020 году будет достигнуто положительное сальдо платежного баланса. Думаю, что подобных радикальных мер в 30 процентов не потребуется”.
Но есть еще один важный нюанс - необходимость структурных реформ в экономике. В первую очередь пересмотр бюджетной политики.
|
С 2009 года в Японии вошел в силу закон, согласно которому все автовладельцы старше 75 лет должны будут проходить обследование на слабоумие. Напомним, что средний возраст жителя Японских островов составляет 83 года |
Сегодня население Японии стремительно стареет. Из 125 миллионов японцев при неизменности тренда через 50 лет население страны может составить 90 миллионов человек, через 100 лет - всего 50 миллионов. Как подсчитали эксперты, сегодня на одну японскую женщину приходится, по статистике, 1,43 ребенка, при том, что для поддержания демографии на стабильном уровне требуется показатель не менее 2,7 (такой показатель был в Японии 40 лет тому назад).
При том, что сокращается количество молодых рабочих рук, объемы расходов на социальную политику неизменно растут. Больше всего на здравоохранение. И наибольшая часть из них направлена на удовлетворение нужд пенсионеров: 70 процентов всех расходов на медицину оплачивает государство и только 30 процентов - сами пенсионеры. В Министерстве финансов Японии уже говорят о планах перераспределения в бюджете.
Как заявил “НП” специальный советник премьер-министра, профессор университета Шизуока Эцуро Хонда, “в Японии старики, как правило, богатые. Они могут обойтись с минимальной медицинской помощью (по государственной страховке. -
Авт.), а остальное - купить”. Вообще, как считает глава научно-исследовательского института Japan Research Institute Сусуму Такахаши, сегодня главная задача японских властей - обеспечить не просто длинную жизнь пенсионерам, но и удлинить “здоровую жизнь” без старческих заболеваний.
Впрочем, на запасы (финансовые) пенсионеров в Японии вообще возлагают большие надежды. В том числе в части финансирования молодежной политики. (Сегодня бюджетные расходы на молодежь составляют всего 10 процентов от расходов на социальную политику.) Например, рассматривают возможность списания налогов для тех пенсионеров, которые вкладывают средства в покупку жилья для собственных внуков.
|
Японские пенсионеры играют с роботами |
Вообще сегодня власти всерьез задумываются над тем, как построить общество, которое позволяет легко рожать детей, но при этом позволяет женщинам “не отрываться от коллектива”, то есть работать. Вовлечение женщин в экономику Японии становится одной из ключевых задач. В первую очередь и потому, что планы властей по “возрождению” инфляции могут серьезно ударить по уровню благосостояния населения - мужчины больше не в состоянии будут прокормить семью.
Сегодня “рожать и работать” в Японии весьма проблематично. Дефицит детских садов в стране едва ли не 50 процентов. Однако власти обещают, что уже к 2020 году эта цифра уменьшится вдвое. К тому же рассматривается возможность увеличения выплат по рождению ребенка, а также пособия по рождению второго ребенка.
Кроме того, с ростом экономики, то есть в случае успешной реализации (долгосрочной) абеномики, страна столкнется с нехваткой рабочих ресурсов: население стареет, а до нового бебибума еще далеко. Только за последний год уровень безработицы показал снижение (сегодня она составляет 3,5 процента), а в дальнейшем, то есть с углублением реформ, страна может столкнуться с реальным дефицитом.
Как рассказал советник премьер-министра японского Кабмина, власти уже сейчас рассматривают возможность для увеличения контрактов с иностранными работниками с действующих трех до пяти лет. Впрочем, пока речь идет лишь о гражданах, которые ранее прошли обучение по специальным программам в Японии. Сусуму Такахаши, впрочем, оказался менее дипломатичным: “Надо создать собственное, которое позволяет женщинам показать себя и рожать. Если не поможет - рассмотрим возможность принятия трудовых мигрантов”. (К слову, уже сейчас, как рассказали, правда, неофициально, в правительстве Японии, сегодня на японских рыболовецких судах гастарбайтеры уже активно трудятся: “На японских судах капитан и помощник - японцы. Другие рыбаки - иностранцы”).
За полтора года реализации новой антикризисной программы правительства, как говорят все без исключения, изменились ожидания предпринимателей, появился оптимизм у общества. “Люди наконец-то начали видеть светлое будущее”.
|
С древних времен японская женщина в семье несла ответственность за рациональное использование средств, отвечала за кухню, занималась воспитанием детей. Она сочетала в себе функции экономиста и бухгалтера, являлась главным поваром и чутким воспитателем, ткала, шила и выполняла много других обязанностей. Роль женщины в японской семье на сегодняшний день практически не изменилась |
Впрочем, до момента окончательного достижения этого светлого будущего еще далековато. Пока усилия правительства и национального банка страны направлены на достижение устойчивого роста инфляции в два процента годовых. “Мы стремимся через два-три года достичь реального роста ВВП в 2 процента, номинального (вместе с инфляцией) - 3-4 процента”, - заявил советник премьер-министра Хонда.
Ну а после того, как японская экономика “проснется” и станет активной, обещают в Токио, японские инвесторы смогут активно импортировать товары, в том числе и из Казахстана, экспортируя взамен инвестиции.
В целом, как считают эксперты, степень устойчивости абеномики и успешности программы “Трех стрел” будет видна через 3-4 года. Пока же речь идет о краткосрочном эффекте от монетарного и бюджетного стимулирования экономики. Теперь все будет зависеть от “третьей стрелы” - структурного реформирования экономики. Это потребует гораздо больше сил и времени. Но, как заявляют в офисе японского премьер-министра, “Мы настроены довести реформы до конца”.
Потому что плана “Б” просто не существует.
Астана - Токио - Астана |