|
Ольга Шишанова
В сентябре Астану со своими гастролями посетит английский театр “Глобус”, визитной карточкой которого являются постановки Уильяма Шекспира. На этот раз столицу Казахстана почтит своим присутствием небезызвестный “Гамлет”, только в современном прочтении. Об этом и многом другом - в эксклюзивном интервью “НП” рассказывают артисты театра Берус Хан и Миранда Фостер
- Господитн Хан, что послужило поводом для участия в турне?
- Ну, во-первых, я никогда до этого не играл в “Гамлете”, а ведь это легендарная пьеса, и, естественно, я всегда мечтал получить в ней роль. Я считаю, что “Гамлет” представляет собой философский взгляд на жизнь, потому для меня участие в постановке стало философским путешествием.
К тому же возможность увидеть весь мир была слишком заманчивой, чтобы ее упустить. Сейчас мне 28 лет, а когда мы вернемся из турне, мне будет уже 31. Я всегда хотел путешествовать, но у меня никогда не получалось уделить этому столько времени, сколько нужно, и я даже думал, что мое время уже ушло: ведь когда актер покидает театральную школу, ему всегда кажется, что теперь он будет только работать.
- Как Вам удается справляться с необходимостью играть несколько разных ролей?
- Я много работал со сценарием еще до того, как мы начали репетиции, но я старался не вникать глубоко только в один персонаж, чтобы сохранить свежий взгляд. Теперь я понимаю, что все зависит от правильного управления временем: когда ты играешь 11 ролей, ты не можешь тратить слишком много времени только на одного персонажа. К тому же нам приходится учить все песни, танцы и играть на различных музыкальных инструментах. У меня хороший слух, поэтому я играю на бойране - это вроде ирландского барабана. Я постоянно нахожусь за пределами своей зоны комфорта, а для актера это очень хорошо.
- Чего Вы ожидаете от турне больше всего?
- Меня очень радует перспектива встретить множество разных людей, получить разносторонний опыт и познакомиться с разными культурами. Мне нравится, что я могу видеть пьесу глазами разных персонажей, и что мы представляем ее перед людьми, которые, возможно, никогда не были в театре до этого вообще. Одна из причин, почему мне так нравится актерская работа, заключается в том, что если ты играешь хорошо, то зрители начинают погружаться в твою игру и ассоциировать себя с героями, даже если они пришли в театр впервые.
- На что это похоже - работать в “Глобусе”?
- Мне нравится “Глобус” - он словно огромная семья, и я чувствую себя здесь очень комфортно. Я часто заходил сюда еще до того, как начал работать. Для актера очень важно свободно себя чувствовать на репетициях, чтобы выражать свое мнение и предлагать новые идеи. Даже если идея не очень удачная, ты всегда знаешь, что тебя выслушают и помогут изменить ее таким образом, чтобы она стала по-настоящему хорошей.
- Поэтому Вы и решили стать актером?
- Когда мне было восемь лет, я впервые посмотрел “Мэри Поппинс”, и тот самый момент, когда они запрыгивают в рисунки мелком на асфальте и переносятся в другой мир, произвел на меня неизгладимое впечатление. И тогда я рассказал своей маме, что я тоже хочу так, хочу, чтобы в моей жизни были приключения. И она отдала меня в театральную школу. Каждую субботу мне приходилось выбирать между футболом и занятиями актерским мастерством, но я всегда выбирал занятия. Любовь к театру заразила меня уже тогда, и я не хотел заниматься ничем другим.
Я никогда не думал, что буду играть в “Глобусе” - я до сих пор иногда пытаюсь ущипнуть себя, чтобы удостовериться в этом! Когда я узнал, что буду работать именно в нем, я был на седьмом небе от счастья. Этот проект изменил мою жизнь, меня самого, он изменил всех, кто принимает в нем участие.
- Госпожа Фостер, почему Вы решили принять участие в этом турне?
- Возможность посетить каждую страну в мире выпадает только раз в жизни, и разве кто-то захочет упустить такой шанс? Я подумала, что это великолепная идея, и мне сразу же захотелось стать частью этого проекта.
- Что Вам, как актрисе, дала роль Гертруды?
- Если честно, то мне всегда было сложно уловить сущность Гертруды. Она любит своего сына, и это очень важно. Она любит Гамлета, как говорит при этом Клавдий: “Лишь им и дышит королева-мать”. И еще я думаю, что она очень любит этого самого Клавдия, то есть она разрывается между любовью к сыну и любовью к мужу. Думаю, что между ними была связь еще при жизни короля, и в тексте много тому доказательств. Они совершенно без ума друг от друга. Даже после того, как она узнает, что он убил ее мужа, она все еще любит и защищает его, потому что она знает, что он убил ее мужа из-за любви к ней, и не перестает его любить. Но с того момента она теряет покой, потому что понимает: именно ее действия стали причиной всех тех ужасных вещей, которые происходят в пьесе. И, в конце концов, чувство вины полностью разрушает ее.
- По-Вашему, как зрители реагируют на Гертруду?
- В отличие от других персонажей она не очень много говорит в начале пьесы, и в этом-то заключается основная трудность: как выразить такой сложный ее характер, имея всего несколько слов. Когда я играла Гертруду во время тура 2012 года, мы тогда ездили по США и Мексике, многие люди говорили мне, что они приходили на спектакль, готовые возненавидеть ее. Они говорили, что она казалась им откровенно неприятным персонажем, более того, жестоким персонажем. Но после представления они смогли лучше ее понять и пропустить через себя ее дилемму. Я надеюсь, что так случится и с этой постановкой. Конечно, в разных странах люди реагируют по-разному, особенно там, где люди не привыкли видеть женщин на сцене. Но это очень интересный опыт.
- Считаете ли Вы, что постановка как-то изменится в течение этих двух лет?
- Разумеется. Когда мы отправились в турне, мы, по сути, ехали в неизвестность. Это было похоже на рождение ребенка или, наоборот, смерть близкого человека, в общем, на любое важное событие в жизни: ты никогда не знаешь, как будешь себя чувствовать, пока не окажешься в середине всего этого. Когда ждешь ребенка, то это только кажется, что ты знаешь, как все будет на самом деле, но, как только ребенок появляется на свет, все оказывается совершенно по-другому. Я не думаю, что к таким вещам можно подготовиться, мы должны просто жить настоящим. Но я точно знаю, что смена ролей будет способствовать развитию постановки.
А то, что нам нужно играть разные роли, стало важным нововведением: нам пришлось оставить за пределами сцены свое эго, мы все начали учиться друг у друга, перенимая наиболее удачный опыт своих коллег из каждого представления, поэтому атмосфера спектакля каждый раз менялась и меняется. Ты чувствуешь, что играешь по-настоящему, ты по-новому реагируешь на изменившиеся ситуации вместо того, чтобы постоянно повторять одно и то же.
В “Глобусе” существуют особые отношения с аудиторией - это удивительная энергетическая связь между актером и зрителями, которая каждый раз делает спектакль уникальным. Я надеюсь, что мы сможем сохранить этот дух во время всего турне.
- Какие плюсы и минусы Вы видите в том, что Вам пришлось на два года уехать далеко от дома?
- Мне нравятся приключения, и я знаю, что мне всегда нужно быть в хорошей форме, поэтому для меня очень важно постоянно следить за собой и оставаться здоровой. Нам приходится очень мало спать. Когда ты едешь куда-то работать и постоянно взаимодействовать с людьми, которые живут там, это очень отличается от обычной туристической поездки. Ты можешь по-настоящему прочувствовать местную жизнь, даже если ты приехал на короткое время.
Я думаю, что мы станем еще более сплоченными, как настоящая семья. Во время тура всегда бывает, что кто-то хочет побыть в своем гостиничном номере один, но в то же время ты всегда можешь рассчитывать на компанию из 16 человек.
Астана |