|
Принципы грядущего миропорядка формируются сейчас на Ближнем Востоке и на востоке Европы
Главными темами истекшей политической недели в мире стали украинский кризис и активизация Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) на Ближнем Востоке.
Обе они самым непосредственным образом влияют на общий глобальный политический расклад. От исхода развития событий на Украине и в Ираке зависят не только изменения в самих этих странах, но и ситуация в регионах, где они расположены, а также неизбежный пересмотр целого ряда принципов, на которых строились международные отношения последних десятилетий.
Украинский кризис это прежде всего крах всей системы межгосударственных отношений, которую пытались создать после исчезновения СССР. Причем крах не только для Европы, но и для всего мира. Так называемый однополярный миропорядок предусматривал наличие одного глобального арбитра (имеются в виду, конечно же, США), который взял бы на себя бремя и ответственность регулировать и гармонизировать отношения в мировой политике. Опираясь при этом на своих естественных союзников - страны Запада.
Но арбитра из США явно не получилось. Вместо того, чтобы хоть как-то учитывать интересы других, американцы решили, что настало время окончательно оформить проект Рax Americana на долгие десятилетия вперед. И поддерживать их в этом обязаны были европейцы. Вначале так и выходило, если посмотреть на действия Запада в бывшей Югославии. Но уже в войне в Ираке против Саддама Хусейна возник раскол между “старой” и “новой” Европой, если использовать терминологию Джорджа Буша-младшего, и США пришлось действовать только совместно со своим сателлитом - Лондоном.
Никаких уроков из этого извлечено не было. Тем более, что становилось ясно: роль мирового арбитра Америке не нужна, ей нужны, как всегда, только дивиденды, причем любого свойства, как долговременные, так и сиюминутные. И Украина стала более чем наглядной демонстрационной “игровой площадкой”, на которой сейчас разыгрывается очередная партия американского глобального покера: когда крупье полагает, что имеет право раздавать козыри (причем из-под стола) только тем, кому считает нужным, тогда как у других игроков козырей не должно быть и вовсе.
Почти то же самое произошло и на Ближнем Востоке, только с учетом местной специфики. Ирак и Сирия должны были измениться в соответствии со схемами, которые были выработаны в Вашингтоне при согласовании с Эр-Риядом. Правительства в Дамаске и Багдаде должны были быть лояльными, сговорчивыми и формироваться самым что ни на есть “демократическим путем” - после выборов, на которых правила опять же устанавливались все там же, на Западе. И легитимность этих выборов должна была определяться отнюдь не в самих Дамаске или Багдаде.
Однако все эти схемы, что украинская, что иракская с сирийской, оказались не только бездарными и примитивными, но и говорящими о том, что в Вашингтоне явно утратили понимание происходящего в мире. Англо-саксонский принцип “вооружать племена, воюющие против своих врагов” в наше время обернулся кровавым конфузом: “племена” вооружены сегодня не только ракетами или самолетами, но и интернетом. И цели у “племен” сегодня - это не только отстоять свои пастбища и угодья от посягательств колонизаторов, но и уничтожить своих идеологических врагов. А то, что у “племен” может появиться своя стойкая идеология, американцы опять же не учли.
Петр Порошенко в конце недели объявил в стране перемирие, больше похожее на назначенный срок разоружения и полной сдачи для повстанцев Донбасса и Луганска. Перемирие не соблюдается, да и не может соблюдаться хотя бы потому, что не все подразделения украинской армии подчиняются украинскому “Верховному главнокомандующему”, и уж тем более свое видение войны есть у Нацгвардии, сформированной в основном из боевиков “Правого сектора” и других националистических организаций.
Об этом говорят и перестрелки на российско-украинской границе, и непрекращающийся поток беженцев из Украины, и продолжающиеся бомбардировки городов восставших юго-восточных областей. Поэтому неделю можно назвать на Украине “неделей импульсов”, вызванных надвигающимся вхождением в окончательный тупик, когда действовать, видимо, придется уже в обстановке полномасштабной позиционной современной войны, а сроки для начала обещанных Евросоюзу экономических и административных реформ катастрофически не выдерживаются.
Что же касается Ирака и ИГИЛ, то здесь вырисовываются уже новые страны, которые неизбежно возникнут на месте не только собственно Ирака, но и части Сирии. Это и Курдистан, и суннитский халифат, и шиитское образование. Поддерживать каждое из них будут и ведущие региональные, и глобальные игроки, так что выяснение отношений здесь будет продолжаться еще годы. А решающая “битва за Багдад”, которая ожидалась на минувшей неделе, отложена на предстоящую. |