|
Украинские выборы и конкуренция “силовиков майдана”
Закончилась регистрация кандидатов в президенты Украины - по информации ЦИК, их 23. Легитимность самих внеочередных выборов, намеченных на 25 мая, более чем сомнительна, но, в конце концов, кандидаты зарегистрированы, киевское “правительство майдана” заявило о своей готовности выборы провести, а США и ЕС уже сейчас готовы признать результаты.
Однако помимо желания провести выборы необходимо обладать возможностью реализовать это желание. Ни для кого не секрет, что реально Украина контролируется боевыми отрядами “майдана”, а официальные силовые структуры полупарализованы и фактически лишены возможности выполнять функцию охраны правопорядка.
Политики, похоже, прекрасно понимают роль вооруженной (пусть и неофициальной) силы в предстоящих выборах. И пытаются привлечь боевиков к себе на службу
Музычко,
Наливайченко
и “Правый сектор”
Сегодня уже можно отметить первую линию раскола между силовиками, определяющую в том числе и линию раскола между парамилитарными формированиями “майдана”.
Вспомним Александра Музычко, убитого МВД формально за то, что терроризировал Ровно. Вопрос: зачем было ехать убивать Музычко в Ровно, если непосредственно в Киеве местных жителей терроризируют сотни подобных “музычек”, захватывающих банки, офисы и частные квартиры, учиняющих перестрелки и спокойно отпускаемых после этого с оружием в руках?
Напомним, что Музычко принадлежал к “Правому сектору”. В России “Правым сектором” называют едва ли не всех боевиков “майдана”, но это глубокое заблуждение. На деле “Правый сектор” - относительно малочисленная конфедерация боевиков нескольких неонацистских организаций, среди которых УНА-УНСО, “Тризуб” имени Бандеры, “Патриот Украины”, “Белый молот” и другие, совсем уж маргинальные и малоизвестные, едва ли не на “майдане” возникшие.
Организации, составившие костяк “Правого сектора”, патронировались
Валентином Наливайченко, тесно сотрудничавшим с ЦРУ, возглавлявшим Службу безопасности Украины (СБУ) при президенте Ющенко и вернувшимся на ту же должность при правительстве Яценюка - Турчинова.
Наливайченко состоял в “Нашей Украине” Ющенко и даже проходил кастинг в качестве возможного преемника Ющенко в качестве главы партии. Затем Наливайченко связал свою судьбу с партией “УДАР” Кличко, в которой после фактического развала и маргинализации “Нашей Украины” окопались многие бывшие ющенковцы.
Тимошенко против
Порошенко
Чем отличались Ющенко, Кличко и их политические силы? Непримиримой позицией (зачастую за гранью здравого смысла) в отношении Юлии Тимошенко. Кого поддержал Кличко на выборах, назначенных на 25 мая? Порошенко. Кто такой Порошенко? Человек, боровшийся с Тимошенко за премьерство еще в 2005 году, по итогам оранжевого переворота 2004-2005 годов. Человек, для которого, как и для Тимошенко, занятие президентского поста в Украине стало idefix. Человек, который, как и Тимошенко, мечтал стать преемником Ющенко на президентском посту. Наконец, человек, чья борьба с Тимошенко была не так заметна, как борьба с ней Януковича, но велась с неменьшим ожесточением.
Итак, что же произошло? Спецназ МВД, подчиняющийся Арсену Авакову - члену фракции Тимошенко в парламенте - убил видного представителя “Правого сектора” - структуры, контролируемой руководителем СБУ Наливайченко, который последовательно входил во все враждебные Тимошенко команды и сейчас, как член партии “УДАР”, будет работать на победу Порошенко. В результате этой провокации “Правый сектор” имитировал штурм Рады, а то же МВД Авакова вдруг заметило, что в “Правом секторе”-то, оказывается, одни незаконно вооруженные бандиты. Всех остальных незаконно вооруженных бандитов они не заметили. Уже через пару дней, первого-второго апреля, “Правый сектор” попытались разоружить представители МВД. Однако боевиков, блокированных в гостинице “Днепр”, где они организовали свою штаб-квартиру, вывезло из города СБУ. И оружие они увезли с собой.
То есть Тимошенко задействовала остатки возможностей МВД для подавления силовой структуры, способной оказать вооруженную поддержку Порошенко. Наливайченко вывел эту структуру из-под удара и спрятал на загородных базах - до поры до времени.
По сути, сегодня Тимошенко опирается на остатки возможностей легальных силовых структур, контролируемых правительством Яценюка-Турчинова. Это правительство кроме возможностей МВД судорожно (под предлогом подготовки войны с Россией) пытается усилить армию, а также создает Национальную гвардию. Еще один член команды Тимошенко - народный депутат Кожемякин (также генерал СБУ) - подал законопроект, в соответствии с которым предполагается выпустить на свободу по амнистии 26 тысяч заключенных. В Раде ходят упорные слухи, что все амнистированные будут добровольно-принудительно зачислены в Национальную гвардию.
В свою очередь, Порошенко может пока опереться на СБУ, “Правый сектор” и наемников американских частных военных компаний, давно уже прибывших в Киев. Кроме того, судя по тому, что Кличко отказался от самостоятельной борьбы в пользу Порошенко, а также по позиции, занятой Наливайченко, на стороне Порошенко выступает Запад, а значит, и ЦРУ, прямо или косвенно контролирующее значительную часть украинских боевиков.
А также Парубий
и “Самооборона
майдана”
Пока не определена позиция нескольких тысяч боевиков из “Самообороны майдана”, контролируемых секретарем СНБО Парубием, который также числился в команде Тимошенко, но сейчас хочет сыграть свою игру. На базе установленных в ходе “майдана” контактов с американцами, а также тогда же достигнутой “финансовой самостоятельности” он тоже пытается оказывать серьезное влияние на украинскую политику.
Еще один неизвестный фактор - несколько сотен боевиков “Спильной справы” (СС), которые уже несколько недель, как фактически захватили Центризбирком, но никого это не волнует. Формальный лидер СС Данилюк финансировался и структурами Тимошенко, и олигархами, и американцами. Чью сторону он займет в назревающем конфликте, не ясно.
Не ясно и чью сторону примут частные армии Коломойского, Ахметова, Таруты, и будут ли они все на одной стороне. Да и неонацистская “Свобода” (лидер - Тягнибок), идущая на выборы самостоятельно и тоже располагающая отрядами боевиков, пока сохраняет возможность поддержать любого фаворита.
Конечно, США, задействовав все свои рычаги, могут серьезно сократить силовую поддержку Тимошенко и укрепить позиции Порошенко. Однако вопрос: захотят ли они в очередной раз активно вмешиваться в украинское противостояние или позволят своим паукам в банке самим выяснять, кто сильнейший? К тому же Тимошенко, почувствовав опасность, может не ждать активного вмешательства США, как ждал Янукович, а начать гражданскую войну раньше. Чем меньше у Юлии Тимошенко шансов победить в честной борьбе, тем более вероятен силовой сценарий развития событий на Украине.
В общем и целом все эти игры силовиков и вокруг силовиков, все нагнетание военной истерии под предлогом “защиты от российской агрессии” свидетельствуют о высокой вероятности срыва выборов и перехода к силовому сценарию. Такой переход возможен как в результате прямого столкновения разных групп боевиков, так и в результате какой-нибудь очередной операции МВД против боевиков.
Наконец, нельзя исключить и провокацию столкновений правых боевиков и активистов антифашистского движения юго-востока. В критическом случае возможны даже прямые военные провокации против России или, например, Приднестровья, где есть российские миротворцы.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования - “РИА Новости” |