|
Ольга Медведева
Почему никто не останавливает машины с товарами народного потребления из Китая на пути следования по казахстанской территории? Почему в штате таможенного поста Хоргос появилось много вакантных мест? Почему остатки организованной преступности бегут отсюда... в Алматы? Почему китайцы в 10 раз снизили транспортно-грузовой поток из (в) Казахстан?
Об этом и многом другом читайте в репортаже нашего корреспондента
Комитет таможенного контроля (КТК) решил отчитаться перед обществом о своих достижениях и новых методах работы и для этой цели 11-12 августа провел республиканскую акцию “Журналистский десант”. Многочасовая экскурсия для журналистов началась с таможенного поста Алматы - ЦТО. Новый пост, открывшийся в феврале сего года, расположен в центральной части Алматы, на пересечении проспектов Суюнбая и Райымбека. Центр таможенного оформления напоминает ЦОН, здесь работают 62 окна. Для удобства клиента на посту имеются брокерские конторы, отделения банков, POS-терминалы для оплаты платежей по пластиковым карточкам. Здесь же предприниматели могут подать декларации по системе электронного декларирования. Стоит отметить, что предприниматели могут наблюдать за процессом прохождения своей декларации с момента ее подачи в режиме реального времени. Для этого в зале оформления установлены электронные табло по оформлению грузовых таможенных деклараций. Все процедуры под контролем видеонаблюдения. И никаких очередей.
Для непосвященных поясняем: раньше таможенное оформление проходило в три этапа (регистрация таможенных и грузовых деклараций, правильность определения кода товара, досмотр и выпуск грузов). С 11 февраля таможенный контроль стал одноэтапным. Это значит, что один инспектор осуществляет все таможенные процедуры - вплоть до выпуска товара в свободное обращение. Участник внешнеэкономической деятельности сдает готовый пакет документов инспектору и буквально за несколько минут производится оформление его груза. Бизнесмену остается лишь оплатить необходимую сумму таможенных платежей и забрать груз. В крайне редких случаях, когда заявленного товара может не оказаться в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности либо сомнение вызывает его качество, берется проба для лабораторных исследований на предмет соответствия и безопасности. Эти действия также не занимают много времени.
- В день мы обслуживаем порядка 92-97 процентов деклараций, - рассказывает и.о. начальника таможенного поста Алматы - ЦТО Айгерим Алиаскарова. - Например, вчера было подано 214 таможенных деклараций, 197 из них мы выпустили.
Таможенный пост Жетысу - воздушная гавань Алматы - ежедневно обслуживает порядка 50 международных авиарейсов, порядка 4000 пассажиров в сутки. Для улучшения культуры обслуживания пассажиров, ускорения процесса контроля и максимального комфорта применяются новейшие методы и технологии. В частности, досмотр багажа проводится путем так называемого скрытого ненавязчивого контроля с применением ТСТК.
Следующий пункт журналистского десанта - Индустриально-логистический центр “Даму”, открывшийся в начале этого года на территории Илийского района Алматинской области. “Даму” - это мини-город, раскинувшийся на 210 гектарах земли с огромными складскими помещениями (в том числе фармацевтическими) с 18 температурными режимами, авто- и железнодорожными подъездами, контейнерными площадками и, разумеется, с таможенным постом. Это самый большой индустриально-логистический центр в Центральной Азии. Его задача - пропускать, контролировать входящие и исходящие грузопотоки южных регионов страны. Парк располагает собственной инфраструктурой и промышленной зоной, что позволяет компаниям разместить здесь свое производство. Подобные центры также открылись в Астане и Актюбинске, и с точки зрения транспортной логистики проект “Даму” идеально вписывается в международные авто- и железнодорожные магистрали, позволяя Казахстану максимально зарабатывать на транзите грузов из Европы, России в Китай, Среднюю Азию.
Следующий наш пункт - Хоргосская таможня. Задолго до подъезда к ней объезжаем очередь из пустых грузовиков - мы насчитали 157 фур. “В связи с проведением Олимпийских игр китайская сторона усилила меры безопасности на границах, - объясняет начальник ДТК по Алматинской области Курманбек Артыкбаев.
|
Хоргос. Очередь перед пограничным шлагбаумом |
В день открытия Игр - 8 августа - граница со стороны СУАР вообще была закрыта. С 9 августа китайцы открыли шлагбаум, но из-за тщательного досмотра грузопоток снизился в 10 раз. Если раньше пропускали до 150 машин в сутки, то теперь не более 20. Каждую проверяют в течение часа”.
На самом таможенном посту - мертвая тишина. Ни одного ропщущего водителя, видимо, все с пониманием относятся к вынужденному простою. Не видно и снующих “толкачей”. “А им сейчас стало не выгодно работать на Хоргосе, - пояснил ситуацию дальнобойщик Владимир З. - Многие перебираются в Алматы, в надежде найти себе какую-нибудь нишу около тамошних таможенных постов. Работать стало немного легче. Благодаря сейф-пакетам нас меньше стали тормозить и “обдирать” на дорогах всякие проходимцы-вымогатели”.
“Внедрение сейф-пакетов сняло очень многие вопросы, - подтверждает Курманбек Артыкбаев. - Полиция, КНБ, дорожная, транспортная, ветеринарная и прочие инспекции уже не останавливают машины с грузом, потому что знают - каждую проверку обязаны обосновать”.
По словам Курманбека Артыкбаева, на сегодняшний день на таможенном посту Хоргос 12 вакансий. “Не все смогли перестроиться и работать по новым требованиям. Некоторые “товарищи” вынуждены были уволиться сами - в мою бытность начальником криминальной полиции ДВД Алматы они проходили у меня по оперучетам как члены организованных преступных групп. Когда я изучил личные дела, то обратил внимание, что примерно 15 человек работают тут с начала 90-х годов при любых режимах и начальниках. И это при частой сменяемости штата. Секрет оказался прост, если муж - таможенник, то его жена - прокурор, если жена - таможенник, то ее муж - судья. Такие господа тоже сменили место работы. Безусловно, были звонки, давление, но этот трудный этап с ротацией кадров уже позади.
|
Курманбек Артыкбаев |
По данным пресс-службы КТК, за полгода в отношении должностных лиц в сфере таможни было возбуждено 81 уголовное дело, из них 50 дел возбуждено своими силами, 65 должностных лиц привлечены к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, 22 заместителя начальников ДТК областей и городов Алматы и Астана переведены в другие регионы.
“По моему мнению, - говорит Курманбек Артыкбаев, - для хорошей работы таможни в Казахстане необходимо внедрить полностью автоматизированную систему, как в зарубежных странах, и минимизировать человеческое вмешательство в процесс оформления таможенных документов. Это не только сократит сроки оформления, но и приведет к полному искоренению коррупции в таможенных органах”. |