|
В первые страшные месяцы войны, когда немецко-фашистские захватчики вплотную подошли к Москве, был отдан приказ об эвакуации самой крупной киностудии Советского Союза “Мосфильм”. 14 октября 1941 года в Алма-Ату отправился эшелон с сотрудниками студии, а в нем ехали и покинувшие блокадный Ленинград “ленфильмовцы”. Дорога заняла две недели. В столицу Казахстана приехали Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Пырьев, Дзига Вертов, Барнет, Роом, Козинцев, Трауберг, Рошаль, Шуб - выдающие кинорежиссеры; Жаров, Жаков, Жеймо, Черкасов, Караваева - замечательные киноактеры. Скоро эвакуировался и ВГИК. Девушки и ребята из разных городов и поселков Советского Союза ехали во время Великой Отечественной войны в Алма-Ату, чтобы поступить во ВГИК, высшее учебное заведение, связанное с искусством, любимым миллионами. “Когда я впервые попала в Алма-Ату, меня поразил этот город, светлый, со звенящими арыками, пирамидальными тополями и развесистыми карагачами вперемежку с фруктовыми деревьями”, - народная артистка СССР Инна Макарова, а тогда юная абитуриентка одного из самых престижных вузов страны.
С 24 по 28 марта в Алматы пройдут Дни ВГИКа. В программе Дней - пресс-конференция, посвященная 95-летию Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, мастер-класс по режиссуре Вадима Абдрашитова, показы фильмов студентов и выпускников знаменитого учебного заведения в кинотеатре “Арман”, посещение памятных мест, связанных с самоотверженной творческой работой кинематографистов в годы Великой Отечественной войны на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС) и обучением молодежи во ВГИКе, эвакуированном из Москвы
Выше кинотеатра “Арман” по проспекту Достык находится факультет кино и телевидения университета “Туран”, ранее Технико-экономическая академия кино и телевидения. ТЭАКТ появилась в 1998 году не на пустом месте. В здании академии, преемником которой сначала выступил Центральноазиатский технико-экономический колледж, потом ТЭАКТ, долгие годы готовил специалистов Алматинский кинотехникум. Как среднее учебное учреждение, кинотехникум был основан в 1940 году, незадолго до Великой Отечественной войны. Но уже к концу 1941 года техникуму пришлось потесниться, поскольку возникла необходимость разместить в его стенах эвакуированный из Москвы Всесоюзный государственный институт кинематографии. “ВГИК размещался в здании довоенного кинотехникума, на пустыре. От гор отделяла только речка Алма-Атинка. На первом этаже - зал для просмотров, на втором - аудитории, на третьем - общежитие”. “Институт построили сами (маленького здания кинотехникума явно не хватало)”, - вспоминает Лидия Дмитриевна Драновская, российская актриса, заслуженная артистка России. Свидетельствуют очевидцы, старожилы Алма-Аты, что достроили третий этаж.
Надежда Беркова, киновед, доцент кафедры истории и теории кино:
- В действительности аудитории, кабинеты университета “Туран” расположены в двухэтажном здании бывшего кинотехникума послевоенной постройки 1947 года. Рядом во дворе долгое время находилось то самое старое здание, где в годы войны и размещался ВГИК, потом в нем долгие годы работали сотрудники городской конторы по прокату фильмов. В начале 80-х это ветхое трехэтажное здание было снесено.
В военное время в Алма-Ату приехали мастера снимать фильмы. Старожилы вспоминают: “Из окон корпуса раньше биологического факультета Казахского государственного университета можно было видеть, как шел на студию Сергей Эйзенштейн”. Великого режиссера и других выдающихся деятелей кино поселили в доме на улице Кирова (угол ул. Зенкова), рядом со студией, расположившейся в бывшем Дворце культуры на пересечении улиц Комсомольской и 8 Марта, там, где сейчас находится Концертный зал. А биофак располагался в здании на улице Советской, окна его выходили во внутренний двор недавно организованной киностудии.
|
Рахман Алшанов, доктор экономических наук, профессор, академик, ректор университета “Туран”, президент Ассоциации вузов РК, и Вадим Абдрашитов - советский и российский кинорежиссер, народный артист РФ, - на открытии мемориального кабинета |
На жилом доме и Концертном зале ныне установлены мемориальные доски в память о знаменитых режиссерах. Немного осталось алматинцев из тех, кто совсем юным видел, как священнодействовал на площадке Сергей Эйзенштейн, как шли съемки “Ивана Грозного”. Юрий Борисович Померанцев (долгие годы ведущий актер Театра юного зрителя, а ныне Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова) принимал участие в массовке и с волнением наблюдал за работой исполнителя главной роли Николая Черкасова.
Кинематографисты начали работу на Центральной объединенной киностудии, образованной на базе Алматинской студии, и назвали ее сокращенно ЦОКС. За годы войны здесь было выпущено более 80 процентов всей кинопродукции: “Парень из нашего города”, “Жди меня”, “Фронт”, “Во имя Родины”, “Воздушный извозчик”, боевые киносборники короткометражных фильмов, снята большая часть двухсерийного фильма С.Эйзенштейна “Иван Грозный”.
Надежда Беркова:
- Здесь вместе трудились москвичи и ленинградцы. Многие из них преподавали во ВГИКе. В архиве теперь уже Всесоюзного государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова бережно хранятся ценные документы военного времени. Согласно приказу от 25 октября 1941 года институт эвакуировался из Москвы и начал обустраиваться в Алма-Ате 5 ноября 1941 года. Об этом повествует в воспоминаниях и студентка актерского отделения Нелли Морозова. С декабря 1941 года в Алма-Ате преподавали всемирно известные кинематографисты - профессор Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Рошаль - режиссуру; сценарное мастерство - Леонид Трауберг; заслуженный деятель искусств Эдуард Тиссэ и профессор Анатолий Головня - операторское мастерство; актеров учили Борис Бабочкин, Борис Бибиков и Ольга Пыжова. С января 1942 года, согласно приказу по ВГИКу, приступили к работе руководитель мастерской мультипликации Иван Иванов-Вано, оператор Борис Волчек, ленинградские режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг.
“Студенты жили дружно, учились прилежно. В институте было много просмотров и советских, и заграничных картин”, - вспоминали те дни участники событий. Историю зарубежного кино преподавал Сергей Владимирович Комаров, один из создателей фильмотеки ВГИКа. А учились здесь будущие актеры и режиссеры - Любовь Соколова, Самсон Самсонов, Татьяна Лиознова, Юрий Егоров, Игорь Верещагин, талантливые драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. На курсе Эйзенштейна - Михаил Швейцер, в будущем постановщик экранизаций Пушкина, Чехова, Ильфа и Петрова.
Сюда в 1943 году в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова приехали поступать Клара Лучко, Олеся Иванова, Инна Макарова, студенты знаменитого “молодогвардейского” курса. Вспоминает Клара Лучко: “Мы поступали во ВГИК в солнечной Алма-Ате. Добирались издалека, узнав, что ВГИК снова объявил о приеме студентов. Здесь стал учеником Герасимова Мажит Бегалин. Это был единственный казах на курсе и очень красивый молодой офицер. Уже в студенческие годы в нем чувствовалась незаурядная личность, сочетались ясная цель, устремленность в будущее, сосредоточенность. Интеллигентность была его неотъемлемой чертой. В неполные двадцать он стал инвалидом, потерял на фронте руку”.
Здесь учились казахстанцы Ляйла Галиевна Галимжанова, будущий председатель Госкино Казахской ССР, Аккагас Мамбетова. Благодаря пребыванию ВГИКа после реэвакуации института отправилась на учебу в Москву Айша Галимбаева, впоследствии первая в республике женщина - художник кино.
Надежда Беркова:
- Студенческая жизнь кипела. Рядом протекала речка Алма-Атинка, в ней купались, а летом уезжали работать в колхозы, осенью в горы, на альпийские луга, там ребята косили, а девушки сгребали сено. Собирали урожай яблок в колхозных садах, заготавливали саксаул в низовьях Или. 19 мая 1943 года работу студентов и преподавателей ВГИКа отметили в приказе по институту за работу на строительных площадках Алма-Атинских гидроэлектростанций как “За вклад в дело обороны Родины и разгрома немецко-фашистских захватчиков, проклятых врагов на благо республики, труд, приближающий победу над фашистами”. 21 августа того же года был подписан приказ о подготовке к реэвакуации ВГИКа в Москву, и в нем записано: “Возвратить обратно имущество, полученное от кинотехникума”. Обо всем этом мы узнали из архивных документов, любезно предоставленных ректором ВГИКа Александром Васильевичем Новиковым в 2004 году.
26 сентября 2006 года, спустя 65 лет, в рамках МКФ “Евразия” на фасаде ТЭАКТ открыта мемориальная доска “В здании Алма-Атинского кинотехникума в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год размещался Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК)”. История творческих связей ведущего киновуза России и его алматинского побратима продолжается.
Получить награду за лучшую операторскую работу на молодежном кинофестивале из рук профессора ВГИКА Вадима Юсова, выдающегося мастера, работавшего на картинах Андрея Тарковского, Сергея Бондарчука, Ивана Дыховичного - такое запомнится на всю жизнь!
В 2013 году в здании факультета кино и телевидения университета “Туран” открыт мемориальный кабинет, посвященный творчеству Сергея Эйзенштейна.
Подготовила Галя Галкина |