|
Айгуль Жилкишина
История гомосексуализма. Часть III
Продолжая рассматривать историю гомосексуальных отношений в истории цивилизации, как и отношение к гомосексуализму в истории, приведем несколько примеров из египетских, иранских, турецких и японских источников
Если вдуматься, что знаем мы о сексуальной стороне жизни древних? Нам остались различные свидетельства: надписи, рисунки, тексты... Египетское общество, как и другие социумы древнего мира, не обладало повышенной стыдливостью. И все же такая тема, как нестандартное половое и полоролевое поведение, является едва ли менее загадочной в отношении Древнего Египта, чем секрет постройки пирамид. Часто считают, что египтяне воспевали гомосексуализм. Такое мнение происходит от сопоставления их с греками и не соответствует действительности. Хотя в целом в древнем мире однополые отношения не преследовались (за исключением Иудеи), для каждой цивилизации характерны свои специфические особенности.
Как относились египтяне к однополым отношениям, мы узнаем, основываясь, главным образом, на дошедших до нас текстах. Открыв “Книгу мертвых” (которая составлялась на протяжении веков), мы читаем в “Исповеди отрицания грехов” фразу: “Я не совершал преступлений половой нечистоты, я не мужеложствовал”. Этот грех находится на двадцать седьмом месте из сорока двух. Следовательно, по крайней мере, официально, однополые отношения осуждались.
Обратившись к Древнему царству и открыв “Поучения Птаххотепа”, мы можем прочесть: “Ты не должен спать с другими мальчиками, потому что это запрещено. Иначе тебе будет хотеться делать это снова и снова”. Стоит заметить, что “Поучения” ориентированы на брак и семью и не могут дать полной характеристики этого вопроса в Древнем Египте.
В некоторых гробницах находили надписи, в которых покойный клянется проглотить фаллос Бога. По выражению Игоря Кона, “для древнего египтянина такой контакт с Богом, очевидно, являлся благостью”. В то же время отношения между равными (двумя мужчинами или двумя Богами) осуждались. Активная позиция при этом едва ли критикуется, она являет собой демонстрацию силы, в некотором роде это, возможно, даже специфический повод для гордости. Пассивная же позиция считалась оскорблением, которому подвергали, в частности, пленных. Боги Египта против анального проникновения в мужчину, и умерший оправдывается в этом деянии перед ними на загробном суде. При этом на законодательном уровне такие действия не считались преступлением и не подвергались уголовному наказанию. Единственным наказанием, возможно, являлся общественный остракизм. Следует помнить и о том, что в Египте нормы морали и религии сливались с законом.
|
Хнумхотеп и Нианхнум |
В 1950-х годах в некрополе Саккара (недалеко от Каира), в одном из наиболее масштабных погребальных комплексов Древнего Египта (конечно же, после знаменитого некрополя в Гизе), была найдена гробница, в которой были похоронены двое мужчин. Примечательно то, что стены гробницы, изображающие, как правило, эпизоды жизни покойного, были покрыты интимными рисунками. Рельефы показывают нам покойных Нианхнума и Хнумхотепа, придворных, живших при царе Унисе, в сценах объятий, ласк и даже традиционного египетского “поцелуя носами”. У каждого из них были жена и дети, но на картинках жены удалены на задний план. Все это сопровождается надписью: “Вместе в жизни, вместе в смерти”. В 50-х годах, чтобы избежать кривотолков, захоронение было идентифицировано как “гробница братьев”. На данный момент возникает много споров относительно отношений этих двух египтян, и в частности: состояли ли они в официальном браке? Египтологи предполагают, что в тот период (приблизительно 2440 год до н.э.) в Египте могли заключаться однополые браки. Ученые замечают, что, по всей видимости, “братья” не только не скрывали своих любовных отношений, но и пользовались особым расположением царя.
Сохранилось до наших дней также предание о царе Пепи I, который ночами посещал своего военачальника. В контексте всего рассказа о поведении царя говорится как о чем-то недопустимом.
В более поздней эпохе, Новом царстве, царя Аменемхета I увлечение мальчиками привело к страшной гибели. Монарх, пренебрегая своим гаремом, уделял внимание красивым прислужникам и каждую ночь проводил с юношами. А между тем назрел политический бунт, и царь был убит ночью в постели вместе со своим любовником. Убийство совершили женщины гарема, и новым царем стал сын одной из наложниц. Стоит сказать, что царь пострадал не за свои сексуальные пристрастия, а стал жертвой дворцовой смуты.
О гомосексуальной
активности в исламе
Различное отношение морали к педерастии (половые отношения с мальчиками) и к гомосексуализму (половые отношения с мужчинами) было обычным, хотя и не универсальным во всем древнем мире. Это отношение сохранилось до сегодняшнего дня на тех территориях и у тех народов, где господствовал ислам. Ведь несовершеннолетние мальчики, как и “естественные евнухи”, не испытывают потребности в женщине, что позволяет не считать их мужчинами.
О гомосексуальных связях с евнухами Коран не упоминает, он говорит только о несправедливом гомосексуальном насилии, совершенном между мужчинами. Но Коран и Хадис (изречение, одобрение или действие пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата) содержат следы разрешенных гомосексуальных желаний мужчин. Есть даже Хадис Бухари, согласно которому педофилу нужно помешать жениться на матери его возлюбленного-мальчика, если между ними был половой контакт. Очевидно, согласно этому, в Хадисе сексуальный контакт с мальчиком не считается гомосексуализмом, в противном случае данный мужчина имел бы совсем другие поблемы, как то: казнь через сожжение, забивание камнями или падение с высокой башни, а не запрет жениться на матери мальчика. Хадис упоминает обо всех этих наказаниях.
|
|
Кучек с тамбурином. Кучек обычно были очень красивыми подростками, одетыми в женскую одежду, используемыми в качестве артистов и исполнителей сексуальных услуг.
Фотография конца XIX века |
Теллак.
Традиционно теллак были массажистами в турецких общественных банях (hammam) в Османской империи.
Это были подростки, которые купали клиентов |
Как свидетельствуют многочисленные исторические источники в азиатских государствах (в том числе во времена их наивысшего расцвета), извращения всегда были вполне нормальным и обыденным явлением, и - что особенно интересно - весьма гармонично вписывались в традиционную мораль этих народов. Крупнейший психолог В. П. Осипов в 1923-м подчеркивал: “По свидетельству сведущих лиц, педерастия на Востоке настолько приобрела право гражданства, что в среднеазиатских ханствах мальчики-танцоры (бачи) принимали участие в официальных процессиях, а Саади и другие поэты воспевали их красоту в своих стихах. Бачи обучаются танцам, пению, носят полуженскую одежду, кокетливы, умеют возбудить своих клиентов. Богатые люди считают хорошим тоном иметь на содержании бачей, если даже и не пользуются ими. Одни пользуются бачами за неимением женщин, оставляя неестественный способ при первой возможности, другие же остаются педерастами навсегда. Сами бачи, большинство которых принадлежат к пассивному типу, с появлением бороды обыкновенно оставляют свое ремесло, иногда женятся и живут нормальной жизнью, некоторые же не могут уже освободиться от уранического влечения и в свою очередь прибегают к помощи бачей. Бачи вырабатываются как результат специального, большей частью насильственного полового воспитания в определенном направлении. Позже сами становятся профессионалами полового извращения, которому они подчиняются и культивируют его. Со временем оно вырастает в истинное гомосексуальное влечение, свойственное их дегенеративной конституции”.
Турецкий султан Мехмед II, сокрушивший Византию в 1453 году, был ревностным мусульманином, несшим всюду слово пророка Мухаммеда, но при этом открыто содержал два гарема. Один состоял из женщин разного возраста, а второй был укомплектован мальчиками.
Доступные источники по гомосексуальному поведению в древней Японии - в основном литературные (начиная примерно с Х века). Ни синтоизм, ни японская интерпретация конфуцианства и буддизма не содержат никаких запретов гомосексуальной любви. Гомосексуализм существовал в Японии с древних времен, в какой-то мере любовь между мужчинами считалась у японцев чистой формой любви. В отличие от Запада, секс в Японии не рассматривался с точки зрения морали, а скорее в качестве удовольствия. Гомосексуализм никогда не считался грехом в японском обществе и религии и не ограничивался конкретными правовыми запретами, так как в Японии понятие греха совсем иное. Слово “грех” на японский язык обычно переводят как “цуми”. Это не только плохой поступок человека, но и вообще все грязное и неприятное. Цуми были и болезни, и несчастья, что сваливаются на человека, и стихийные бедствия. Японский грех - это большая беда.
|
Первые записи о гомосексуальных отношениях в Японии появились еще в древние времена, и некоторое время в истории Японии любовь между мужчинами рассматривалась как чистейшая форма любви |
В синто нет прямо сформированных моральных установок, японцев не терзает чувство вины. Место представлений о добре и зле занимает понятие чистого и нечистого. Список прегрешений цуми делится на небесные грехи и земные. Небесные - это те преступления, которые совершил на небесах бог Сусаноо. Земными грехами у них были нанесение ран или убийство, осквернение праха, проказа, опухоли, инцест, а также блуд, но не содомия. |