|
Ботагоз Омар
Тучи над казахстанской авиацией рассеиваются. В Минтранскоме пока не берутся называть сроки вывода отечественных компаний из черного списка Евросоюза, но многозначительно утверждают, что они настроены оптимистично относительно очередной встречи с экспертами ИКАО в Брюсселе 25 марта. В эксклюзивном интервью “НП” вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров отметил, что перед казахстанскими авиавластями нет задачи снять табу со всех 23 компаний, включенных в список: большинство из них не собираются летать в Евросоюз и не делали этого прежде. Усилия МТК сосредоточены лишь на двух-трех наиболее крупных компаниях
Вот уже четвертую коллегию подряд, с 2009 года, останавливаясь на вопросах развития сферы гражданской авиации, в Минтранскоме с надеждой говорят о возможном выходе отечественных авиакомпаний из позорного списка Евросоюза. Напомним, что с июня 2009 года всем авиакомпаниям Казахстана запретили осуществлять рейсы в ЕС. Исключение коснулось лишь национального авиаперевозчика - компании Air Astana, которая вошла в так называемый серый список. Таким образом, на нее были наложены ограничения на расширение полетов в страны ЕС: компания может летать только в те пункты назначения, которые осуществлялись до июля 2009 года (до аудита ИКАО).
Как сообщил вчера в ходе коллегии Минтранскома глава ведомства Аскар Жумагалиев, в 2013 году провели масштабную работу по устранению замечаний ИКАО и выводу авиакомпаний из черного списка. “Мы уже в декабре 2013 года утвердили 33 нормативно-правовых акта, которые были необходимы для авиации, и готовимся к квалификационной комиссии (которая состоится 25 марта. -
“НП”)”, - отметил министр.
Кроме корректировки законодательства была усилена деятельность Комитета гражданской авиации (КГА), в который привлечены 40 инспекторов с соответствующим профессиональным образованием, со знанием английского языка. И, кстати, для того, чтобы платить им заработную плату в 3-4 раза выше, чем у госслужащих, необходим был соответствующий указ главы государства.
“Буквально недавно (в январе 2014 года. -
“НП”) в Брюсселе была большая встреча, где присутствовали представители и европейской комиссии, и Air Astana, и КГА. Большой прогресс в этой работе отмечен иностранными коллегами. Надеемся, этот прогресс позволит нам выйти из черного списка, - отметил Аскар Жумагалиев.
Как сообщил “НП” вице-министр транспорта Азат Бектуров, сегодня не важно, сколько компаний все еще включены в этот черный список. “Большинство этих компаний не собираются летать в Евросоюз. Эта цифра не должна обманывать. У нас ведь и до введения ограничений не было массы компаний, которые летали в Евросоюз. Хотят летать на регулярной основе, может быть, 2-3 компании. Главное - чтобы национальный перевозчик был освобожден от ограничений. Тогда он сможет развиваться”, - отметил он, обратив внимание на то, что сегодня есть несколько хороших европейских направлений, которые можно было бы развивать.
“Европейские столицы вы сами знаете. Они ждут, когда мы сможем открыть туда прямые рейсы. Нужно позволить и европейским компаниям также открывать рейсы к нам”, - добавил вице-министр МТК.
По его словам, в отношении технического парка авиакомпаний к Казахстану претензий со стороны ИКАО не выдвигается. На последней встрече в столице ЕС нарекания касались лишь количества инспекторов в КГА.
“Если точнее, то у нас было маленьким соотношение количества сотрудников КГА к объему отрасли, и в этом смысле мы до сих пор не до конца решили этот вопрос. Это нелегко на фоне сокращений в госорганах и нехватки квалифицированных специалистов, которых приходится перевозить из Алматы. Когда в последний раз добавляли 11 инспекторов в прошлом году, мы прошли очень тяжелый путь, и в этом нам помогали и правительство, и Администрация президента. И сейчас, когда говорят, что 40 инспекторов может быть недостаточно, мы готовы на то, чтобы снова пройти этот процесс. Мы хотим в ближайшем будущем добавить 10 человек. Если будет необходимость, то будем добавлять еще”, - сообщил Азат Бектуров.
По его словам, комиссия по безопасности полетов Евросоюза проводит заседание два раза в год. “Не успеваем на одно подготовиться, уже ориентируемся на следующее. Мы рассчитывали, что выйдем на ноябрьскую комиссию прошлого года, но нам не удалось, потому что мы к этому времени не завершили полное обучение сотрудников с получением соответствующих сертификатов. Процесс нам известен, что предстоит сделать, мы знаем, поэтому я настроен достаточно оптимистично”, - добавил он.
В свою очередь, как отметил на коллегии министр, работа по повышению безопасности полетов продолжается. В прошлом году 65 отечественных компаний были ресертифицированы, семи же контролирующий орган отказался выдавать разрешающие документы. Кроме того, приостановлены четыре сертификата. “Мы смотрим, как эти авиакомпании устраняют замечания, которые имеются. Также мы ресертифицировали самолеты, и 108 сертификатов мы отменили. И будем ожидать, что либо устранят замечания, либо мы этим воздушным судам просто не дадим летать”, - добавил Аскар Жумагалиев.
Что касается обновления парка воздушных судов, то в прошлом году закупили 13 самолетов. В настоящее время 84 процента воздушных судов, обслуживающих регулярные пассажирские рейсы, западного образца. “Международные воздушные сообщения по поручению главы государства мы расширяем. Открыты 15 новых международных маршрутов. В 2014 году мы планируем закупить еще 14 воздушных судов и 15 новых международных маршрутов”, - продолжил глава МТК.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |