|
Ботагоз Сейдахметова
Украинский майдан декабря 2013 года, по сути, завершился и добился главных своих целей - хотя, может, и не тех, которые первоначально ставились. Первое - украинские граждане показали, что не хотят больше признавать власть президента Януковича и его окружения. А второе - майдан выявил новые политические фигуры, так что одна из старых оппозиционерок страны Юлия Тимошенко, похоже, постепенно теряет не только здоровье в тюремных застенках, но и политический вес.
А молодые и дерзкие не собираются уступать. Так что президентская кампания 2015 года пройдет в Украине традиционно нескучно
Таким образом, уже сложился пока предполагаемый список участников гонки 2015 года. Он состоит из восьми человек. Часть из них, на мой взгляд, скорее для количества, чем для качества. Ведь возраст, политическое кредо (один из них представляет фракцию коммунистов), а также тривиальная неизвестность широким массам уже делают их участие фарсом.
Возглавляет список потенциальных кандидатов для участия в президентских выборах в Украине ныне действующий президент страны
Виктор Янукович. Его шансы оцениваются градусом заинтересованности Кремля именно его кандидатурой. Пока президент Украины занимает пророссийскую позицию, во всяком случае, тот факт, что он не отказался от предложения взять кредит у России в 17 миллиардов долларов, многими в Украине был воспринят как взятка за лояльность. По словам известного американского политолога Збигнева Бжезинского, Янукович “ушел под зонтик Путина”, потому что понимает, что на честных выборах у него шансов не будет. Американец уверен, что в краткосрочной перспективе Украина все больше будет становиться протекторатом России.
Вторая в этом списке (тоже, думаю, временно) - лидер объединенной оппозиционной партии “Батьковщина”
Юлия Тимошенко. Буквально в начале этой недели она пыталась встретиться с рядом украинских СМИ (всего 12 изданий), о чем сообщает ее же официальный сайт. Но тюремное начальство в этой просьбе ей отказало, сославшись на то, что не видит для этого оснований и возможности. Кроме того, пресс-служба Государственной пенитенциарной службы Украины напомнила, что определенное судом наказание, которое лицо отбывает в условиях лишения свободы, в первую очередь направлено на то, чтобы “лицо исправилось, а не занималось в пенитенциарных учреждениях популяризацией собственной персоны”. Вот так, не в бровь, а в глаз! Ведь для политика забвение в прессе - это смерть. Так что шансы Тимошенко еще более призрачны, ведь еще год невысокого интереса к ней со стороны прессы и западных политиков - и все, пациент скорее мертв, чем жив.
И делу ее политического возрождения не помогут даже 100 тысяч подписей под петицией в адрес властей США с требованием помочь освободить экс-премьера Украины. Напомню, что интерес к персоне Тимошенко еще как-то был активен во время метаний Украины между российскими намеками на условия сотрудничества в рамках Таможенного союза и попытками Киева подписать договор об экономической ассоциации с Европейским союзом. ЕС тогда выставил в качестве условия подписания договора освобождение Юлии Тимошенко и отправку ее на лечение за границу. Но сделка с Брюсселем сорвалась, за ней последовал новый майдан, и это условие Европы было благополучно забыто.
Вряд ли Запад вновь будет использовать карту Тимошенко, если Украина опять заявит о своем желании экономически и политически интегрироваться с Европейским союзом. Уже не актуально! На карту поставлены новые имена, пришли новые амбициозные политики, для которых сегодня важнее не имя пламенной революционерки Юлии, которая когда-то была их иконой и знаменем, а собственные политические и карьерные цели. Тимошенко, увы, карта битая.
Третий в этом списке как раз человек, выросший под крылом Юлии Тимошенко. Так сказать, выкормыш героини майдана-2004 -
Арсений Яценюк. Я уже писала, что, на мой взгляд, он имеет наиболее высокие шансы занять кресло президента страны. Молод, умен, удачлив, образован, его биография буквально образцово-показательна, характер нордический, то есть сдержанный. “Киндер-сюрприз”, как его называют шутя в Украине, успел многое в своей карьере и жизни - поработать министром экономики, занимать высокие места во всяких рейтингах влиятельных украинцев. Арсений успел отточить зубы на майдане 2013 года и выковать свое имя на граните своей партии. Именно этот момент и говорит о том, что Тимошенко первым забудет не Запад, а ее партийный соратник. Ведь именно Арсений Яценюк возглавил партию “Батьковщина” после ареста Юлии. А майдан только укрепил его статус фактического лидера этой оппозиционной партии. Вот так на имени революционной мамы “киндеры” и делают себе карьеру. Можно предположить, что во время выборной кампании “киндер” спокойно перешагнет через “труп” матери.
Четвертый в списке возможных участников гонки 2015 года - наш любимый боксер, миллионер и чемпион философских наук
Виталий Кличко. Лидер оппозиционной партии “УДАР” подпадает под поправки, принятые 24 октября 2013 года Верховной радой: “В случае, если лицо имеет право постоянного проживания на территории иностранного государства, оно, считается, не проживает на Украине”. По закону кандидат в президенты должен жить на Украине на протяжении десяти лет, предшествующих дню выборов. Напомню, что сам Виталий и его семья уже не первый год живут между Гамбургом и Киевом, а его партия и вовсе кооперирует с немецкой партией ХДС/ХСС. По мнению самого Виталия Кличко, все это провокация властей, он заявляет, что никому не удастся отстранить его от участия в гонке.
Благо, что его кандидатура откровенно имеет поддержку не только в лице ведущей немецкой партии, но и самой госпожи канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Поможет ли ему такое высокое покровительство через год, покажет время. Ведь Кличко уже успел “опозорить” Запад своими высказываниями об истории Второй мировой войны. Образованности ему на фоне Яценюка явно не хватает.
Пятый возможный кандидат для участия в президентских выборах -
Олег Тягнибок. Кстати, в отличие от других новых персон майдана Тягнибок уже принимал участие в президентских выборах 2010 года. Олег Тягнибок - лидер Всеукраинского объединения “Свобода” и откровенный националист. На мой взгляд, у каждого майдана должны быть свои националисты, они вроде катализатора настроений, эдакого энерджайзера для толпы, чтобы те не теряли градус необходимой революционной агрессии. Радикальные националисты, по своей сути, эдакие ассенизаторы. На этом, как правило, их полномочия и заканчиваются. Потом за дело берутся “чистенькие ручки”.
Далее в списке - коммунист Петр Симоненко, лидер партии имени самого себя Олег Ляшко и экс-депутат Игорь Марков - эпатажный лидер партии “Родина”.
Как бы то ни было, потенциальный кандидат в президенты Украины обязан наконец нарисовать четкую карту действий, которые выведут страну на новый экономический и политический уровни. Так, по мнению украинского эксперта, заместителя генерального директора по международным вопросам Центра Разумкова Валерия Чалого, “если мы решили, что наш путь европейский, то надо скорее им идти, потому что лимит времени уже исчерпан, эти геополитические часы тикают настолько громко, что мы уже видим, что нам закрывают этот путь и возникают новые угрозы”.
Между тем о европейском векторе, как возможном позитивном направлении развития экономики, говорят и российские эксперты. В частности, заместитель директора Института стран СНГ политолог Владимир Жарихин считает, что “мощное стремление к евроинтеграции на долгосрочном уровне присутствует сейчас не только на Украине, но и в России”. При этом он добавляет, что, “безусловно, для энтузиастов вовлечение Украины в Евросоюз, причем таким образом, чтобы максимально оторвать ее от России, является пользой по нескольким причинам”. “Во-первых, у них желание поссорить старую Европу с Россией. Это желание подпитывает исторические фобии. Поляки считают, что, как в ХIХ, так и в ХХ веке, когда дружат Германия и Россия, Польше становится плохо. Противодействуют нам в зарождении долгосрочных отношений с Европой и США, которые не заинтересованы в формировании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, о котором говорил Путин. Они понимают, что тогда в скором времени их экономика станет даже не второй, а третьей после Китая и объединенного с Россией Евросоюза. Да и политическое влияние тогда резко уменьшится”. Вот такой российский ответ старине Бжезинскому! |