Юлиана Жихорь
Первая в новом году пленарка мажилиса прошла оперативно. Но продуктивно. Депутаты одобрили ряд законопроектов. И не преминули задать пару проблемных вопросов премьер-министру
Бахытбек Смагул поднял актуальную тему радикализации ислама на территории Казахстана. “Миссионеры на пути ваххабизма отрицают мусульманское учение казахов, которое формировалось годами”, - заявил он, обращаясь к премьеру и Генеральному прокурору с депутатским запросом. (Перевод с казахского языка предоставлен мажилисом парламента РК.) По словам депутата, это “настоящая революционная тенденция, а то, что в исламе присутствует не революция, а эволюция - они не признают, продолжая продвигать свое учение”. Причем с помощью “психологического прессинга”.
По мнению депутата, вывод войск антитеррористической коалиции из Афганистана будет способствовать усилению данных тенденций на территории Казахстана и “представлять реальную угрозу стабильности нашей страны”.
По мнению Смагула, сегодня “контуры отношений между государством и религией не четкие. То есть государством религия не принята в качестве явления в рамках Конституции... Если будет сформировано конкретное понятие, то и в вузах, и в школах должны будут преподавать дисциплину традиционной исламской религии о месте казахской культуры в развитии ислама и, соответственно, будут сформированы кадры, материальная база, научно-исследовательский институт”.
Депутат предложил также разработать законопроект об ответственности Агентства по делам религий и правоохранительных органов, связанных с делами религии, “поскольку данные предложения охватывают сферу безопасности”.
Гульжана Карагусова тоже обеспокоена безопасностью страны. Но экономической. Она подняла излюбленную тему депутатов - чрезмерную “волю” квазигосударственного сектора, через который, как уже неоднократно подозревали депутаты, просто уводятся средства государственного бюджета. “Государственные органы перекладывают основные свои функции на подведомственные АО, ТОО, РГП, которые тоже, кстати, создаются за счет бюджетных средств, и перечисляют на их счета за оказанные услуги крупные финансовые средства. В то же время в описании услуг и работ, которые исполняют эти АО, РГП и ТОО, значительная часть - услуги по мониторингу казахстанского содержания, внедрению современных управленческих технологий, аналитические исследования, качество, эффективность и целесообразность которых очень сложно оценить”.
По мнению мажилисвумен, в то время, когда страна сокращает свои расходы, пора бы оптимизировать и квазигосударственный сектор. Она предложила, чтобы “значительная часть вышеперечисленных услуг выполнялась в соответствии со штатной численностью министерств и их функциональными обязанностями самими работниками, а другая часть закупалась в соответствии с Законом “О государственных услугах” (а не из одного источника, как это частенько делается сейчас и фактически выводит квазигосударственный сектор из конкурентного рынка).
А заодно Карагусова попросила представить ей данные о количестве квазисектора в стране и объемах его годового оборота. Потому как, считает она, “значительная часть заказанных услуг потом государственными органами вообще не используется”.
Астана |