|
Киргизский клуб. Ночная жизнь гастарбайтеров
Свои банки, клиники, свои спортивные клубы и агентства недвижимости - мигранты плохо интегрируются в российское общество и создают собственные учреждения. Отдыхают, знакомятся и создают семьи они тоже только друг с другом
Велкамту зеклаб
На мигрантской клубной карте Москвы немало точек. Есть рестораны и дискотеки, куда ходят преимущественно представители одной национальности - остальных тоже пустят, но смотреть будут косо. Есть грандиозные дискотеки Asiaparty, под которые арендуются большие концертные площадки - на них, как правило, “зажигают” вместе выходцы из разных республик Средней Азии. А русские если и заходят, то только чтобы посмотреть на экзотику.
Особенно много в Москве киргизских ночных клубов. Эта диаспора - одна из самых больших и сплоченных в российской столице. Например, у московских киргизов есть кассы взаимопомощи, куда каждый участник делает ежемесячные отчисления - чтобы в критический момент получить деньги на лечение или похороны.
Попасть в ночной клуб мигрантов постороннему человеку не так просто. Поиск по “Яндексу” дает крайне мало ссылок на такие этнические дискотеки - скорей всего, это будет видео с концерта очередной выписанной с исторической родины “звезды”, выступающей перед диаспорой. Когда корреспондент “РИА Новости” договаривался о визите на дискотеку “Ош”, ее хозяева поначалу были благосклонны, однако потом передумали: мол, сейчас тема мигрантов - одна из самых горячих, идут постоянные проверки ФМС и полиции, так что лучше не привлекать внимания.
Однако все меняется, если открыть одну из мигрантских газет (есть в Москве и такие). Вот, например, “Москва KG” (то есть “Москва-Кыргызстан”) или газета “Нур” (“Свет”). Они заполнены рекламой клубов “Ош”, “Гульчатай”, “Шелковый путь”, где, если верить рекламе, можно отдохнуть и закусить в кругу земляков.
Киргизы на районе
Субботний вечер, окрестности метро “Отрадное”. Здесь, на окраине Москвы, находится одна из крупнейших московских мечетей. У входа в ресторан “Кел-Кел” многолюдно - по вечерам он превращается в дискотеку. Компания девушек пришла отдохнуть после напряженной трудовой недели. “Здесь можно поесть настоящие киргизские блюда, пообщаться с земляками, потанцевать и покурить кальян”, - объясняет Айсель.
Пару часов спустя, расслабившись, девушки признаются - здесь же можно обрести и личное счастье. “Мы патриотки своей страны и замуж хотим только за киргизов”, - говорит 18-летняя Гул Ум.
Девушки считают: главное, чтобы у потенциального жениха не оказалась еще одной семьи на родине, куда гастарбайтер регулярно отправляет деньги. Впрочем, некоторые мигранты специально заводят две семьи: одну - в Киргизии, другую - в Москве. Айсель рассказывает о новом поветрии в диаспоре: к двойной жизни переходят и женщины-мигрантки. И у женщины, и у мужчины могут быть официальные семьи на родине. А здесь, на заработках, они образовывают временный союз: молодость берет свое, да и так дешевле вести хозяйство.
Громко звучит русская попса, водка льется рекой, клубится кальян - стиль отдыха гастарбайтеров далек от стереотипов, которые общественное мнение связывает со строгой мусульманской культурой. “Аллах дома остался”, - смеется 30-летний Замир. Он в России живет уже 10 лет, получил гражданство и даже устроился работать в полицию, однако своей родиной считает Кыргызстан. Официант славянской внешности, одетый в киргизскую национальную жилетку, приносит Замиру и его друзьям графинчик водки - она хорошо идет под манты.
“Раньше в этот клуб ходила местная молодежь, теперь почти не ходим, а если и заходим, то только большой компанией - напрягает обилие нерусских. Теперь это киргизский клуб”, - говорит русская девушка Настя. В клубе вспыхивает потасовка между молодежью. Охрана вмешивается, выводит зачинщиков - простых пацанов “с района” - на свежий воздух, остыть.
Несколько лет назад клуб, который до этого был обычной дискотекой “на районе”, выкупили Шаархан Айдарова и ее родственники. “Мы всем рады, клуб открыт для всех”, - уверяет Шаархан.
“Ведь это я, нигга, черный чурка-хач”.
- Мне надоело знать, что моя страна продается. // Не могу молчать, когда над нами смеются...
Политиканы с набитыми животами. // Не насытятся они банковскими счетами,
А народ все молчит и терпит, тупо верит, // что когда-нибудь на ихней улице будет праздник.
Я сын этого города и этой бедной страны. // Кто, если не мы, сможет выйти из тьмы?
Вокруг стройки, отели, модные магазины. // В то же время нет воды и света, и все без причины.
Почему народ должен быть рабом в чужой стране? // Кто-нибудь в этой стране может ответить мне?
Моя родина тихо плачет и ждет. // Ждет, когда ее спасет ее народ.
Я на концерте популярного таджикского рэпера (есть и такие) Мастера Исмаила. По его творчеству можно изучать сложное отношение мигрантов к России.
Концерт M.One - повод для таджикской диаспоры встретиться и увидеть друг друга. С одной стороны, таджики готовы примерить на себя маску нехороших “черных” парней - мол, вы относитесь к нам как к дикарям, ну тогда мы ими и будем, и это круто.
- Хачики на тачке назло всей милиции.
Душанбе здесь, горная смесь, здесь все на месте, тут делаем жесть.
Вот это весть - тут хачики есть, готовые вас всех съесть.
Мои черные братья, братья-чурки, прямо из дурки суют дурь тебе в руки...
Слушай трек прямо из Таджикистана и не вздумай показывать его своей маме!
Ведь это я, нигга, черный чурка-хач, твоя мама может подсесть на наш кач.
Я из столицы, за мной кровопийцы, головорезы, гангстеры-убийцы...
Салам пополам всем барыгам и ворам,
Знай, пацан, на волне Таджикистан, Средняя Азия, равняет нас ислам.
Кинжалы в карманах, кровь растамана, честность джигита, упрямство барана.
Мама-мафия, Средняя Азия, черная раса, каждого, кто будет строить из себя героя, за минуту выключу и выведу из строя.
С другой - призывают вспомнить о былом братстве народов и напоминают, что гастарбайтеры - тоже люди.
- Я не пойму никак эти новые стереотипы. // Между нами выросли вдруг каменные глыбы.
Теперь начался дележ: я белый, ты черный. // Я богатый, ты неимущий, я русский, ты нерусский.
Проснись, посмотри в прошлое своей страны. // Убедись, что когда-то были одной нации мы.
Ты знаешь, что наши с тобой деды дошли до Берлина, // чтобы вместе искоренить все козни нацизма.
Мы бывшего Советского Союза дети, парень. // Почему-то делаем вид, что этого не знаем.
Полный игнор на историю своей страны. // К бывшим своим гражданам все вы ненавистью полны...
Москва не лечит, всего лишь шанс дает, // Москва не знает, что впереди меня ждет.
Братья по Советам - Таджикистан, Россия. Аллах равняет всех и помнит все, что было.
Именно с Москвой Мастер Исмаил связывает свою дальнейшую карьеру. Он пишет песни на русском языке, выглядит почти как Баста, Гуф или Триагрутрика, отказавшись от экзотической самобытности и не задумываясь, что таких рэперов в России и без него полно. А для продвижения на российский рынок он взял псевдоним M.One. В Москве, кстати, уже есть популярный исполнитель L.One, автор нетленки “Все танцуют локтями”.
Встреча
одноклассников
закончилась
газовой атакой
Пока, впрочем, таджикская рэп-звезда интересна больше не другим рэперам, а таджикам. На концерт в центре столицы, в клуб “Москва hall”, собирается полный зал представителей таджикской диаспоры. Одеты они вовсе не так, как Мастер Исмаил - никаких спущенных штанов, бейсболок и футболок на два размера больше. Простые джинсы. Многие пришли в спортивных костюмах. Интересно, что на сайте и афишах клуба концерт не был анонсирован - сообщение о нем передавалось из уст в уста.
“Я встретила тут всех одноклассников. Когда бы мы еще так нашли время и повод?” - говорит модно одетая девушка Манижа.
“Мне вообще-то рок больше нравится. Цой, например, или вот недавно был на “Машине времени”, - признается 28-летний Шохин. По его словам, он пришел на вечеринку только потому, что один из артистов, некий Баха-84 - его друг.
Шохин в Москве уже 12 лет. Он работает на домостроительном комбинате. У него уже есть российское гражданство, а родители помогли купить квартиру - они тоже давно живут в России. Правда, супруга Шохина и две дочки все еще живут в Душанбе, но он собирается перевезти их в Москву - как и его друзья-рэперы, Шохин живет на два дома.
Пообщаться с земляками пришел и 28-летний Али. Ради этого он специально приехал из подмосковной Яхромы, где работает инженером на стройке. Пропустить выступление Мастера Исмаила он не может - ведь они с ним из одного района Душанбе, который называется Профсоюз.
А 19-летняя сотрудница сотовой компании Пинора пришла потому, что ей нравится Мастер Исмаил. “Его песни у меня на телефоне и на планшете. Музыка очень грамотная”, - считает девушка.
Концерт начинается. “Ladiesandgentlemen, салямалейкум!” - приветствует собравшихся ведущий. Но через полчаса мерное течение концерта нарушено. В разных концах зала люди вдруг начали чихать, полились слезы, в горле запершило - кто-то распылил перцовый газ. На сцену выбежал охранник клуба с разбитой до крови головой. “Концерт окончен. Всем оставаться на своих местах до приезда сотрудников полиции”, - заявил он в микрофон, отобранный у рэпера.
В клубе началась паника. Что это? Нападение скинхедов? Полицейский рейд? Люди бросились открывать окна, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Настроение у всех испортилось.
Тут подъехала полиция и бригада “Скорой помощи”; людям, наконец, разрешили выходить.
Ситуация прояснилась: некие пришедшие на концерт ребята не захотели покупать билеты. Они искренне не понимали, почему они должны мелочиться и покупать какие-то билеты на встречу с земляками. Возникла перепалка между ними и охранниками, а потом и драка.
Охрана клуба на входе в собственное заведение распылила газ, а потом и остановила концерт. “Что поделать, если вы не умеете себя вести”, - объяснили охранники свое решение. Бывает и так.
Дмитрий Виноградов, специальный корреспондент “РИА Новости” |