|
Алан Байтенов
Самая горячая тема нынешней осени неожиданно поостыла. Обсуждения в прессе, в правительстве, да и просто на кухнях грядущего повышения ставок налогов на недвижимость и автомобили вдруг иссякли. При этом проблема осталась - поправки противоречат главной идее: взять лишние деньги у населения, а не воспитывать новый класс революционеров. Очевидно, что законопроект не проработан - до сих пор не определены понятия роскоши и зажиточного человека, а также нет четкой границы между роскошным образом жизни и всего лишь атрибутами шика. Которые, если разобраться, у нас являются необходимостью.
Мы неоднократно говорили о том, что государство имеет хорошие возможности по привлечению дополнительных средств в бюджет. В частности, мы предлагали наладить работу налоговых органов и увеличить штрафы за нарушения правил дорожного движения. И тогда заплатят именно те, кто хочет и может себе позволить жить не по законам нашего общества. Ведь нарушение закона - это на самом деле большая роскошь.
В продолжение темы мы предлагаем еще пару моментов, к которым необходимо присмотреться - они, уверены, будут эффективными механизмами по адресному сбору лишних средств
Законопроект, по неведомым для нас причинам, завис, а пока не подписан главой государства, он не имеет силы. И все-таки новости есть - платить будут те, кто приобретет новый автомобиль или построит новый дом в следующем году. Можно ли это назвать справедливым решением? Но прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаем вспомнить, о чем конкретно идет разговор. Итак, Минэкономики и бюджетного планирования предлагает создать такой документ, который одним махом убил бы двух зайцев - дал, откровенно говоря, небольшую прибавку в бюджет и поднял революционное настроение среди тех, кто начал подбираться к своей мечте. Иными словами, это ведомство собирается взвинтить налоговые ставки на недвижимость и на некоторые позиции по транспортному налогу.
При этом наши законотворцы, презентуя очередные сочинения, стараются все время обратить внимание на зарубежный опыт. Любимая их локация - Европа. Правда, отечественные чиновники не учитывают, что европейский образ жизни и их менталитет нельзя сравнивать с нашими.
Что там считается хорошим показателем? Небольшой гибридный автомобиль, небольшая квартирка в мегаполисе и все - ты представитель крепкого среднего класса. В Казахстане все иначе - иногда ты просто вынужден приобрести большой автомобиль с большим объемом двигателя. И это не роскошь - это необходимость. Просто, учитывая состояние дорог, а также количество членов семьи, ты не сможешь жить нормальной жизнью без этого инструмента. Это касается и твоего жилья - большой дом, пусть он будет построен не из самых дорогих материалов, должен быть. Да хотя бы чтобы внук мог безопасно ездить на детском велосипеде по двору. Или законы гостеприимства - гостю всегда должен найтись угол (при этом ты должен оставить частицу комфорта и себе).
И все это государство хочет отнять у обычного гражданина, совершенно не учитывая, каким образом он приобрел недвижимость или хороший автомобиль. Будут ли эти люди, которые в долгах и кредитах, но при этом почти счастливые, так как практически обрели мечту, и дальше любить государство? Наверное, нет. И подобное отношение только спровоцирует волну протестного настроения. Будет повод, небольшая искра, и найдется достаточно людей, кто поднимет кирпич или замахнется коктейлем Молотова.
Но самое абсурдное в этом - цель, ради которой все это делается. Подобная мера позволит привлечь в бюджет всего 10 миллиардов тенге. Особенно ничтожно выглядит эта сумма на фоне прогнозов поступлений в бюджет в 2014 году - 5 триллионов тенге. Неужели спокойствие, мир и довольство в государстве стоит 10 миллиардов тенге? Нет. Поэтому мы предлагаем еще пару возможностей, которые позволят привлечь дополнительные средства в бюджет, чтобы покрыть эту небольшую недостачу. Слово “недостача”, на наш взгляд, подходит идеально - на большее и не тянет.
Прав пока платишь
Повторимся, главная идея - взять деньги у тех, у кого они лишние. Например, у нарушителей. В минувших материалах мы говорили - лихачи, бравирующие своими способностями на дороге, должны платить больше. И не только они, но и пешеходы, которые, кстати, являются такими же участниками дорожного движения, что и автомобилисты. И становятся они таковыми, как только ступают на проезжую часть. Очень часто делают это, нарушая все возможные правила. Мы привыкли считать, что пешеход прав по определению. Это, так сказать, наследие прежних времен. Однако, на наш взгляд, пора кончать с этим стереотипом.
Во-первых, это забота и об автомобилистах, которые такие же люди. И как быть автомобилисту, законопослушному и добропорядочному, если пешеход, по сути, обыкновенный диверсант - ведь не ценит ни свою жизнь, ни жизнь автолюбителя. Что станет с водителем, если он собьет человека? Очень может быть, что попадет в тюрьму. И все будет разрушено - потеряет здоровье, семью и работу.
Но многие пешеходы - хотя нет, диверсанты - отказываются понимать это. Несмотря на то, что в больших городах созданы практически все условия для цивилизованного пересечения проезжей части, у нас многие, повинуясь животному инстинкту, стараются перебежать дорогу прямо перед автомобилем. Порой складывается такое впечатление, они даже соревнуются между собой, мол, кто перебежит дорогу быстрее и ближе к носу авто. Ну как таких людей не сравнить с сайгой, ведь, как известно, самцы этого вида антилоп поступают именно так.
А во-вторых, это и еще один способ привлечь дополнительные средства в бюджет. Нарушитель-пешеход так же, как и водитель, должен платить за тот вред, который может принести - ведь если посадят автолюбителя, общество не только потеряет налогоплательщика, но и приобретет иждивенца в лице заключенного. Чем не диверсантская деятельность?
К тому же джигитующие по проезжей части пешеходы, согласно даже существующим правилам, могут хорошо заплатить. Одна из статей Административного кодекса (№473) посвящена именно этому нарушению. Вашему вниманию официальный ответ от представителей Комитета дорожной полиции: “За нарушение правил дорожного движения пешеходами, в соответствии со ст. 473 ч.1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере 5 МРП (на сегодняшний день - 8655 тенге). За систематические нарушения ПДД пешеходами, т.е. при совершении трех и более правонарушений (ст. 473 ч.3), предусмотрена ответственность в виде штрафа 15 МРП (25 965 тенге), или административный арест на трое суток. Если по вине пешехода произошло ДТП, повлекшее причинение вреда здоровью, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния, либо причинившее материальный ущерб, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде штрафа 10 МРП (17 310 тенге). Если же по вине пешехода произошло ДТП и оно повлекло по неосторожности смерть человека, то, в соответствии с ст. 300 ч.2 Уголовного кодекса, предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до четырех лет или лишения свободы на тот же срок. Ущерб с пешехода, как и с других виновных лиц, нанесших ущерб своими действиями потерпевшему, если он не возместил его добровольно, взыскивается через суд в гражданском порядке”.
И еще немного цифр и подсчетов. Согласно официальным данным, по итогам первого полугодия 2013 года в Казахстане произошло 3913 ДТП с участием пешеходов. При этом примерно каждое пятое ДТП происходило по вине самих пешеходов - 770 случаев. Далее, сообщают компетентные органы, каждый четвертый погибший и каждый пятый раненый виноваты сами (92 и 710 человек соответственно). При этом 67 ДТП произошли по вине пешеходов, находившихся в нетрезвом виде. Самые распространенные причины ДТП по вине пешеходов - переход проезжей части в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора и перед близко идущим транспортом. Это не отсебятина - вся информация взята из открытых источников.
А теперь самое главное - за этот период, то есть за 6 месяцев, за нарушения ПДД привлечены к ответственности 67 тысяч пешеходов. Допустим, в среднем каждый из них нарушил один раз и заплатил 5 МРП, то есть 8655 тенге. Вот и получается - нарушений практически на 580 миллионов тенге всего за полгода! За год - уже больше миллиарда.
Впрочем, цифры эти, мягко говоря, занижены. Ведь в сводки попадают лишь те пешеходы, что перед этим попали в ДТП. Тогда как на нарушения без драматического исхода, как правило, полицейские закрывают глаза. То есть, чтобы получить реальную цифру пешеходов-нарушителей, названную выше цифру можно смело умножать на 10. А если вспомнить еще и то, что для тех, кто сбежал от полицейских, полагается за такое поведение двойной или даже тройной штраф, то окончательная сумма будет не миллиард, а 15 миллиардов. Что вполне сопоставимо и даже больше тех денег, которые предполагается выручить благодаря этому злополучному псевдозакону на роскошь (не раз уже упомянутые 10 миллиардов).
В общем, есть ресурсы, на которые необходимо обратить внимание - здесь и хулиганство и вандализм - все это деньги. Не забываем, конечно, и о камерах, которые всего за 2 месяца работы в Алматы принесли более 1,17 миллиарда тенге. При таком раскладе не то что 10 - а все 100 миллиардов можно набрать. При этом - что важно! - не затрагивая интересов законопослушных граждан. Пока подобные люди научатся переходить дорогу и соблюдать ПДД, бюджет будет получать хорошую прибыль - года 2-3 минимум. А если еще и наладить работу налоговых органов, специалисты которых должны следить за всеми доходами и расходами граждан... Не зря на Западе налоговый инспектор и его агентурная сеть - очень уважаемые люди, они приносят реальную прибыль государству. Правда, и законы у них такие: там уклонение от уплаты налогов - одно из самых страшных преступлений.
Ресурсы есть, но для этого необходимо провести серьезную работу - куда проще издать указ и получать мелочь, чем заставить, простите, пахать административный ресурс. Это у нас излюбленный трюк: не можешь навести порядок - запрети. Не можешь наладить работу налогового органа или полицейских, чтобы именно они искали дополнительный источник дохода в казну - заставь платить законопослушных среднестатистических казахстанцев.
Если и этого будет мало - придется вспомнить о казино. Но только о цивильном, государственном и полностью чистом с финансовой точки зрения. Чтобы все ходы были записаны: купил фишки - получи чек, проиграл - получи чек. Должен быть такой контроль, чтобы крупье в госказино даже фишку не утаил. Конечно, игроку, может, это и не столь важно, но контролирующим органам бумаги для отчетности пригодятся. А так, настраивая против государства законопослушных граждан (как будет в случае принятия закона), не берут в расчет даже спокойствие и стабильность, которые было очень тяжело приобрести (на это у нас ушли десятилетия), но которые достаточно просто и быстро потерять.
Вообще, складывается такое впечатление, что испытывают оружие. Правда, направлено оно не на врага, а на своих. Конечно, подписи главы государства под законопроектом пока что нет. Поэтому законотворцы продолжают работу и, по их словам, впитав реакцию “подопытных”, стараются сгладить острые углы. Но! Не хотят вернуться к изначальной идее - собрать средства именно с социальной верхушки, а не с обычного гражданина, который мечтает хоть немного приблизиться к понятию “представитель среднего класса”. Его же бьют сапогом - даже мечтать не смей. |