|
Ольга Шишанова
Обязательное субсидирование пенсионных взносов для двух категорий казахстанцев - работающих женщин в период их нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми до одного года и работников, занятых на особых условиях труда, обсуждаемое в парламенте уже больше года, вылилось в предложение от Минтруда и соцзащиты населения РК ввести эти новшества уже с 1 января 2014 года
В первом случае законопроектом предусматривается из предполагаемых 10 процентов отчислений четыре процента обеспечивать за счет социальных выплат из средств обязательного социального страхования, шесть процентов - за счет бюджетных средств.
Для этого, по словам министра труда и соцзащиты населения РК Тамары Дуйсеновой, уже в проекте закона “О республиканском бюджете на 2014-2016 годы”, внесенного на рассмотрение мажилиса парламента, расходы на субсидирование таких пенсионных взносов предусмотрены в сумме 30,6 миллиарда тенге.
При этом ожидается, что в 2014 году они составят 8,8 миллиарда тенге на 147,5 тысячи человек, в 2015-м - 10,1 миллиарда на 152 тысячи человек, в 2016-м - 11,7 миллиарда тенге для 154,2 тысячи человек.
Однако депутатов больше заинтересовал второй вопрос, касающийся обязательных выплат работникам, занятым на вредном и особом производствах.
Скорее всего, потому что в недавно принятом Законе “О пенсионном обеспечении в РК” уже предусмотрено введение с 1 января 2014 года обязательных профессиональных пенсионных взносов, отчисляемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда.
Суть его заключается в том, что “к существующим 10 процентам обязательных пенсионных отчислений граждан вводятся дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей”. Кроме того, в будущем планируется увеличить поэтапно ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.
Сегодня перечень таких вредных и особых производств содержит 17 разделов и около трех тысяч позиций с наименованиями профессий, должностей и формулировок, их объединяющих. Всего в республике, по данным Тамары Дуйсеновой, 450 таких предприятий, на которых работают около 360 тысяч человек.
“Раньше такие взносы работники вредного труда отчисляли на добровольной основе, теперь мы превращаем это в обязательные выплаты для работодателей”, - поделилась министр.
В целях стимулирования улучшения условий труда работодателями в предлагаемом законопроекте предусматривается освобождение работодателей от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов при условии соответствия фактических условий труда нормативным требованиям в области безопасности и охраны труда.
Оценка состояния такого производства должна будет подтверждаться проводимой аккредитованными организациями аттестацией.
Однако, несмотря на то, что закон должен будет вступить в силу всего через пару месяцев, до сих пор, как заявила Дуйсенова, “нет ни одного предприятия, имеющего право проверки и утверждения вредных производств на их соответствие”.
В создавшейся ситуации мажилисвумен Меруерт Казбекова попросила разъяснить, “кто же будет заниматься аккредитацией”, на что министр труда и соцзащиты населения довольно витиевато заметила, что “в соответствии с Трудовым кодексом от 2007 года каждое предприятие должно своими силами провести аттестацию рабочих мест”. “Мы хотим лишь ужесточить правила”, - добавила она.
Судя по всему, такой ответ парламентариев не удовлетворил, хотя министр поспешила подчеркнуть, что “все остальное будет обсуждаться в ходе заседаний рабочих групп”.
Так, депутат Светлана Ферхо усомнилась “в совершенствовании пенсионной системы республики в целом”, а мажилисмен Владислав Косарев и вовсе заявил, что представленные поправки не несут сколько-нибудь понятной и ясной информации, хотя “за разработку каждого закона платится четыре-пять миллионов тенге”.
Астана
Комментарий “НП”
Итак, работодателям будет вменено в обязанность выплачивать женщинам, находящимся в декретном отпуске по уходу за ребенком, дополнительные суммы. Еще одна статья расходов. Все соответствует духу гуманного государства, заботящегося о благоденствии граждан, тем более такой уязвимой категории населения. Однако из каких источников будет идти финансирование? На чьи плечи ляжет очередной финансовый груз?
Умеющий считать свои доходы предприниматель пойдет по проторенной дорожке: либо будут уменьшаться зарплаты будущих пенсионеров, либо на производимый товар или услуги будет произведена наценка. В конечном итоге это ударит по карману простого потребителя. Матери и дети будут получать выплаты, вероятнее всего, из бюджетных статей, которые не растут как на дрожжах и могут увеличиваться только за счет фискальной нагрузки. А это скажется, в свою очередь, снова на налогоплательщиках.
Так в чем смысл перетягивать одеяло с одного края на другой? Стоит ли действовать административными методами при решении такого щепетильного вопроса, оказывая давление на работодателей, которые будут вынуждены лишь перекраивать имеющиеся финансовые объемы? Государственные органы будут забирать у одной части населения, чтобы обеспечить другую, как в библейской легенде - раздеть одного святого, чтобы одеть другого.
Айгуль Жилкишина |