Юлиана Жихорь
Несмотря на бурные дебаты вокруг налоговых поправок, мажилис одобрил документ концептуально в первом чтении. Правда, и правительство, и депутаты клятвенно пообещали весьма радикально “перелопатить” законопроект в части налогообложения недвижимости и налога на автотранспорт. Впрочем, в это верят далеко не все народные избранники. За исключением разве что представителей фракции парламентского большинства
Доклад министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, кажется, все депутаты уже выучили наизусть. Если верить словам Досаева, то вся налоговая политика правительства буквально пропитана заботой о народе и отражает полное согласие с депутатскими замечаниями. Впрочем, с замечаниями не всеми и не всех.
Азат Перуашев, например, несколько раз в процессе обсуждения документа на рабочих группах, комитетах, круглых столах обиженно замечал, что министр хвалит “умные мысли” нуротановской фракции, а акжоловские поправки вроде тут и ни при чем. Хотя они во многом буквально дублируют идеи коллег, но озвучивались гораздо раньше.
|
Министр знает: план позитивный |
Впрочем, продолжил мажилисмен, “считаю, что сделанные сегодня уступки не меняют природы данного законопроекта”. По мнению партии, представляющей интересы бизнеса, сегодня в Казахстане идет свертывание либеральной налоговой реформы 2008 года за счет ужесточения налогового администрирования “на фоне роста расходов на содержание госаппарата и высокой неэффективности управления бюджетными средствами”. (В прошлом году, по данным Счетного комитета, неэффективно были потрачены 219 миллиардов бюджетных тенге.)
Мажилисмен заявил, что его фракция уверена в нецелесообразности искать резервы пополнения бюджета через ужесточение налоговой политики. И предложил искать резерв в возвращении на родину вывезенных беглыми олигархами и чиновниками миллиардах.
Аналогичного мнения придерживаются и народные коммунисты. Как сообщил лидер фракции Владислав Косарев, из Казахстана за 20 лет вывезено 140 миллиардов долларов.
“Исполнительная власть так и не может научить чиновников строго и по назначению исполнять бюджетные программы, - сказал он. - Десятки миллиардов остаются неосвоенными, общество не получает от государства предусмотренных бюджетом денег на медикаменты, больничные места, школы и дошкольные учреждения. Зато растаскиваем бюджет по карманам. У наших чиновников, как говорят в народе, “золотые руки”. Что ни год, сотни две чиновников уходят топтать зону, а сколько еще не прокололось? Наверное, не меньше”.
По его информации, с учетом мошенничества с госзакупками и из-за теневого бизнеса государство теряет сотни миллиардов тенге: в теневом бизнесе находятся более 20 процентов валового производства страны. “Неужели мы позволим коррупции стать родимым пятном казахстанской власти? В стране укрепляется система обмана людей и непомерных поборов”.
А вот беспартийные депутаты, мнение коих представил на пленарном заседании Жуматай Алиев, несколько раз призвали коллег проголосовать за в первом чтении, говоря о необходимости “плотно поработать” над документом до второго чтения. Он, например, предлагает не облагать столь высоким налогом дорогие авто, собираемые в Казахстане. Мол, народ все равно захочет ездить на дорогом (менталитет у нас таков), так хоть пусть поддерживает отечественного производителя.
Итог получасового обсуждения оказался предсказуем. Из 98 присутствовавших депутатов 83 отдали голоса за, 9 - против (в них вошли все члены фракции “Народные коммунисты” и, видимо, пара “акжоловцев”), 6 - воздержавшихся.
Теперь документ будут готовить ко второму чтению. Выйти из стен парламента налоговые поправки должны до 1 декабря.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |