|
Юлиана Жихорь
В Казахстане появится собственный боевой вертолет. Точнее, собственным он станет только по причине его сборки у нас, изготавливаться все детали будут в Германии и Франции. Но тем не менее продукт, на котором будет стоять штамп “Made in Kazakhstan”, грозит скоро отправиться на экспорт
На днях в Астане презентовали новый вертолет французской фирмы “Еврокоптер”. Казахстан стал четвертой страной, где представили новую машину, и третьей, с чьих заводов вертолет будут выпускать.
Не секрет, что очень много машиностроительных производств в Казахстане пора уже называть не машиностроительными, а машиносборочными. Так, многие марки авто, которые выходят под логотипом “Made in Kazakhstan”, на самом деле в нашей стране лишь собираются а-ля конструктор. Хотя, как считают в правительстве, сборка - лишь начало. В скором будущем (если, конечно, владельцы технологий согласятся на их продажу) в Казахстане, возможно, будут не только собирать машины из готовых деталей, но и создавать сами детали.
Пока же на заводе “Еврокоптер Казахстан инжиниринг”, входящем в группу компаний “НК “Казахстан инжиниринг”, у нас происходит сборка вертолетов. До настоящего времени собирали лишь один вид - ЕС 145. (А заодно французы учили наших обслуживать эти вертолеты, включая “инструкции” по их управлению.) И вот теперь договорились, что на заводе появится новая машинка - ЕС 645 Т2.
Как сообщил технический представитель вертолета ЕС 645 Т2, специально прибывший из Франции на презентацию,
Филипп Кон, “вы нигде не найдете такого мощного вертолета среднего класса, где собраны такие высокие технологии”. Нигде не найдете хотя бы потому, что пока этот вертолет существует только в виде модели (ее и презентовали в Астане). В готовом варианте вертолет появится лишь к концу 2014 года, когда собственно с завода в Астане и выйдет первый экземпляр. (Вертолет также будут собирать во Франции и Германии.)
Вертолет мультифункциональный и, как говорят разработчики, очень удобный в использовании. “Он очень простой, на нем очень легко летать. Мы просто взяли технологию тяжелых вертолетов и перевели ее на наш легкий вертолет”, - пояснил Кон, добавив, что при разработке вертолета учли все пожелания клиентов.
К слову, потенциальные клиенты оказались весьма впечатлены увиденным. Из подслушанного на презентации стало ясно, что российские и азербайджанские силовики всерьез нацелились приобрести несколько таких машин для своего спецназа. “Он очень удобный, - говорили генералы. - Гораздо удобнее ЕС 145. И спецназу хорошо, и летающий госпиталь можно сделать”. Например, россияне признали, что их аналог французского вертолета уступает ему в грузоподъемности - ЕС 645 Т2 может взять на 500 килограммов больше.
При этом, как отмечали все, плюсом машины являются низкие эксплуатационные расходы и высокая надежность, что отлично подходит для эксплуатации в высокогорье и жарком климате.
Интересовались генералы (и наши, и импортные) степенью защищенности машины. Разработчики показывали и рассказывали, что дно машины пуленепробиваемое, боковые панели тоже. Бензобак оснащен специальной системой, которая при попадании в бак не только позволит избежать взрыва, но и “затягивает” пробоину. Генералы интересовались возможностью стрелять из двери, десантировать спецназ, возможностью переоборудования вертолета под vip-нужды. В общем, как бы так использовать машину, чтобы одним зайцем все пожелания закрыть.
Разработчики улыбались, но говорили, что переоборудовать из военного в vip вертолет ничего не стоит: “За полчаса можно все переделать”. Но уточняли, что, конечно же, “начинка” в любом случае будет делаться “под пожелания заказчика”. В базовой же комплектации оптическая система, система ночного видения, лазерное устройство для измерения расстояний, вертолет имеет в арсенале управляемые и неуправляемые ракеты, крупнокалиберный пулемет.
Коммерческий директор “Еврокоптер Казахстан инжиниринг”
Карыбай Аблезов сообщил, что от Министерства обороны уже поступил заказ на 4 машины. Возможно, последуют заказы и от других силовых и правоохранительных органов. А также от ряда стран - партнеров по ОДКБ и ШОС, включая Россию, Азербайджан, Туркменистан, Монголию и другие.
К слову, представители правоохранительных органов, также побывавшие на презентации, хоть и отзывались с восторгом о вертолете, но скептически отмечали, что у нас возможности для использования такого вертолета ограничены. Мол, дальность полета нового вертолета (при полной загрузке) 663 километра, что привязывает борт к одному аэродрому. “Это у них в Европе города друг от друга близко. А у нас тысячи километров. Не долетит”, - вздыхали они. И тут же отшучивались, что в случае необходимости на автозаправках вдоль крупных трасс может появиться новый вид топлива - вертолетный.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |