|
Алан Байтенов
Как известно, в четверг в центре города Алматы произошла трагедия - на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Кабанбай батыра перевернулся и загорелся бензовоз. Водитель многотонной машины, Александр Горюнов ценой своей жизни спас многих, кто находился на этом перекрестке в тот день утром.
В пятницу состоялась пресс-конференция, в ходе которой попытались восстановить картину происшедшего
Тот день для Александра Горюнова начался как обычно. Выехав с нефтебазы, что находится в поселке Утеген батыр, автоцистерна начала движение по знакомому маршруту. Конечный пункт назначения - АЗС №18, которая располагается на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Сатпаева. Итак, Александр двигался по ВОАД в западном направлении, далее с проспекта Аль-Фараби повернул на проспект Сейфуллина и по плану должен был развернуться в обратном направлении на Абая, после чего буквально через 150-200 метров оказаться на АЗС, то есть благополучно доставить свой груз.
Все было в порядке, грузовик добрался до Сатпаева, отстоял на светофоре и двинулся к Абая. Проблемы, вероятно, начались ниже - камерами зафиксировано, что на уровне Курмангазы он выехал на встречную полосу движения. Таким образом, Александр пытался избежать столкновения с другими участниками движения (правда, на пути все же задел два автомобиля, один из которых “Газель”). После чего грузовик проходит Шевченко, Жамбыла и, видя, что на Кабанбай батыра загорается красный, Александр принимает решение остановить многотонную машину о мощный дуб, что находится перед перекрестком. “По имеющейся информации (записи с видеорегистраторов, камер дорожного видеонаблюдения) можно однозначно сказать - каким бы ни было заключение технической экспертизы по состоянию транспортного средства, на данное время я считаю, что водитель совершил героический поступок. Он ценой своей жизни минимизировал потери. В чем это заключается? Во-первых, на записях видно, что он уходил от столкновения с пассажирским транспортом - с троллейбусом, который двигался в южном направлении по проспекту Сейфуллина, а также не допустил столкновения с автобусом 30-го маршрута, который в тот момент находился на остановочном комплексе. Далее, видя перспективу переключения светофора на запрещающий сигнал, на Кабанбай батыра, он принял единственное верное решение - увел машину в сторону. Исходя из этого, мы можем сказать, что он ценой своей жизни уберег многих людей от смерти”, - отметил заместитель акима города Алматы Юрий Ильин. “Наша компания скорбит о случившемся, приносит соболезнования родным и близким погибшего, беря на себя организацию похорон и все расходы, а также компенсацию. Хотя, конечно, какая тут может быть компенсация?.. Мы полностью поддержим семью - обеспечим работой супругу, возьмем шефство над детьми. По-человечески, я думаю, так будет правильно”, - отметил Константин Свиридов, генеральный директор ТОО “Гелиос”.
...Далее вы уже знаете - перескочив бордюр, автомобиль попадает в арык (который также помог - не будь его, автоцистерна влетела бы в жилой дом), затем по инерции летит в дерево и останавливается в таком положении. Водитель свою задачу выполнил - он остановил махину, избежал жертв и остался жив. Но вот только на этом все не закончилось - цистерна, а точнее, люки, не выдержали удара и начали пропускать топливо. В этот момент водителя уже пытаются вытащить из кабины. Но Александр, видя, что бензин растекается по асфальту, отказывается от помощи и кричит: “Уходите, сейчас рванет!”. По словам очевидцев, только они успели забежать в ближайший магазин, как их окатило волной жара. Александр Горюнов остался в машине, но при этом спас десятки жизней.
Огонь охватил все. Горящий бензин, растекаясь по арыкам, поджигал деревья и припаркованные автомобили. К слову, пожарные и специалисты ЧС тут же отреагировали на происшедшее - в течение считанных минут на месте оказались спецмашины. Квадрат оцепили. Хотелось бы отметить также и героизм всех представителей спецслужб - они тоже рисковали своей жизнью, так как стало известно, что вытек не весь бензин - в третьей секции автоцистерны оставалось еще 6 кубометров горючего (всего их было 18), и пожар мог начаться с новой силой в любой момент!
Топливо продолжало гореть. Чтобы представить силу огня, приведем такую подробность - сгорели, как минимум, 10 припаркованных у перекрестка автомобилей и пострадали 43 квартиры восьмиэтажного здания.
После трагедии
Теперь вопросы. Что же могло произойти с автомобилем? Как так получилось, что водитель не смог остановить автоцистерну? Имел ли право он вообще находиться в центре города с таким опасным грузом и все ли документы в порядке? С ними мы обратились к первоисточнику, а именно к представителям компании “Гелиос”. Нам были предоставлены официальные документы. Первое - перед выездом водитель был трезв и здоров. Об этом говорит медицинское освидетельствование, подписанное врачом Е.Г. Поповой. Документы водителя в порядке - имеется Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы №000734. Срок его годности до 26.04.2016 года. Техническое состояние машины - тоже, согласно документам, не вызывает подозрений - перед выездом был пройден ежедневный осмотр (что зафиксировано в надлежащем акте), имеется техосмотр, а также Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, которое действительно до 9 октября 2013 года. При этом и водительский стаж у Александра немалый - 10 лет.
Еще один вопрос, который напрашивается сам собой - был ли согласован маршрут следования автомобиля? Оказалось, что в этом нет необходимости. Согласно ГОСТу, горючее (бензин и дизель) относится к 3-й категории опасных грузов - “легковоспламеняющиеся жидкости”. А по стандарту № СТ РК 1702-2007, одобренному государством, утверждать график маршрута необходимо только в том случае, если перевозишь грузы категорий 1, 6 и 7. Это взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества. Следовательно, здесь тоже все в рамках правил.
Что же тогда могло произойти? Случайность, халатность или чей-то злой умысел? Во всем этом предстоит разобраться комиссии, которая уже начала свою работу. Тем более, что вопросы есть. “Судя по показаниям приборов, когда он проезжал заправку (двигался в северном направлении по Сейфуллина на уровне Сатпаева. - “НП”), его скорость составляла 34 километра в час. Это допустимая скорость. Нет причин думать, что именно в тот момент отказали тормоза - уклон там приличный и на перекрестке Сейфуллина и Абая тоже всегда пробка и в случае неисправного тормоза он бы с кем-нибудь столкнулся. Но тот перекресток он прошел без происшествий. Но почему-то при этом не пошел на разворот. Из-за чего? Пока у нас нет ответа. Могу сказать только одно - подобные ЧП у нас не происходили. Вы знаете, что у нас по городу много станций - и для каждой машины существует утвержденный перевозчиком маршрут. Машины строго соблюдают эти маршруты. Но не буду вводить вас в заблуждение непроверенными версиями. Настоящие причины трагедии пока неизвестны - их как раз и должна определить комиссия. Тем более, что все документы (в распоряжении есть GPS-данные, записи с видеорегистраторов, а также уличных камер наблюдения) будут предоставлены комиссии своевременно”, - отметил Константин Свиридов.
Сейчас же у компании другая задача - полностью восстановить ущерб. “Какое бы время ни ушло на расследование, это никоим образом не скажется на сроках и порядке возмещения ущерба пострадавшим. У нас организован оперативный штаб по решению проблемы. На сегодняшний день отобраны 35 съемных квартир - они готовы принять постояльцев. Еще 20 квартир есть в резерве. Кроме того, мы сейчас поддерживаем пострадавших - стараемся выделять средства для того, чтобы каждый из них мог жить нормальной жизнью, пока ведут строительные работы. Мы уже начали работы по восстановлению фасада здания, квартир и подъездов. Могу заверить, что квартиры будут восстановлены на нормальном европейском уровне. Возместим все, в том числе бытовую технику и мебель. Наша задача - успеть все сделать за месяц, максимум - за полтора. Но для этого необходимо вести работы в три смены. Поэтому мы просим отнестись к этому с пониманием. Хотел бы еще раз сказать - мы приносим соболезнования родственникам погибшего, приносим извинения всем пострадавшим, и мы сделаем все для того, чтобы в кратчайшие сроки нейтрализовать последствия аварии”, - закончил свою речь господин Свиридов.
Отдельная тема - документы. Как заверил Юрий Ильин, акимат города Алматы окажет содействие в скорейшем их восстановлении. Это касается и всевозможных справок, необходимых для возмещения ущерба.
В Алматы 19 июня 1968 года произошел похожий случай. Вниз по (тогда еще) проспекту Ленина двигался военный бензовоз. На одном из перекрестков у него отказали тормоза. С каждым метром груженая под завязку бензином машина набирала ход. Все мы знаем, что проспект Достык выходит на Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. И в это время там с экскурсией находилась группа детей. Тогда экипаж грузовика тоже выбрал мощный дуб, для того чтобы остановить автомобиль и спасти людей. Конечно же, ценой своих жизней. На этом месте сейчас стоит памятник - их имена выбиты в граните: рядовой Ю. Директорчук и рядовой А. Духович.
Похожая ситуация и в этом случае - сейчас на месте трагедии установлен специальный мемориальный стол, где размещены фотографии Александра и куда приносят цветы. Не исключено, что здесь также установят памятник Александру Горюнову, который взял удар на себя и спас десятки жизней.
Безусловно, компания, которой принадлежала автоцистерна, окажет всю возможную поддержку семье героически погибшего. Но если кто-то от себя хочет помочь семье Александра, вот реквизиты: АО “НУРБАНК”, БИК: NURSKZKZ, номер счета: KZ7284901KZ000289702, Горюнова Наталья Николаевна, ИИН: 850908402203. |