|
Юлиана Жихорь
Два дня в Казахстане провел с государственным визитом премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. На встрече с казахстанским президентом стороны не только заключили соглашение о стратегическом партнерстве, но и договорились, как это партнерство будет выглядеть. Схема, как озвучил ее Нурсултан Назарбаев, весьма проста: сырье в обмен на инвестиции и передовые технологии
Визит действующего британского премьера в Казахстан - явление для нашей страны уникальное. До сих пор подобного визита в нашу страну не было. Как сказал сам Дэвид Кэмерон, “вопрос не в том, почему сейчас британский премьер приехал в Казахстан, вопрос в том, почему так долго не приезжал”. И тут же пояснил, что Великобритании Казахстан интересен как динамично развивающаяся, богатая страна. Отметив, что он, как представитель Британии, очень хочет усилить взаимоотношения с Астаной.
Сегодня Великобритания занимает третье место по количеству инвестиций в Казахстан после США и Нидерландов (впрочем, по данным Кэмерона, Лондон занимает вторую строчку в списке инвесторов). Более 60 СП представлены в таких сферах, как нефтегазовая, горнодобывающая промышленности, энергетика, металлургия, здравоохранение, банковский сектор и многие другие. В Казахстане работают Казахстанского-Британский торгово-промышленный совет (с 1994 года), Казахстанско-Британское общество (с 2002 года), Казахстанско-Британская юридическая ассоциация (с 2010-го) и ряд других. Главы двух государств договорились не только расширять уже имеющиеся площадки для сотрудничества, но и намечать новые.
А для этого стороны подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое, по словам Назарбаева, “раскрывает не только потенциал сотрудничества, но и политическую волю двух государств по выведению на качественно новый уровень наших отношений”.
Новый уровень будет выводиться по формуле: сырье в обмен на инвестиции и передовые технологии. “Кроме того, наши страны имеют большой потенциал для углубления и диверсификации торгово-экономических отношений. Мы договорились активизировать сотрудничество в области развития возобновляемой энергетики, “зеленой” экономики”, - добавил Назарбаев, приглашая британские компании принять участие в ходе подготовки к выставке ЭКСПО-2017.
“Сегодня мы согласились открыть новую главу в наших взаимоотношениях. Соглашение о стратегическом партнерстве, которое мы сегодня подписали, поднимет наши взаимоотношения на новый уровень, которые будут основаны на тесных экономических связях, на тесном сотрудничестве в области безопасности и обороны. Мы усилим взаимодействие между нашими людьми”, - сказал Дэвид Кэмерон в свою очередь. (Взаимодействие уже усилили - за два дня пребывания Кэмерона в Казахстане бизнесменами двух стран подписаны соглашения более чем на миллиард долларов.)
Первым городом пребывания британского премьера в Казахстане стал Атырау, где президент Казахстана и премьер-министр Великобритании приняли участие в церемонии открытия завода по комплексной подготовке нефти и газа “Болашак”. Это стало, как заявил Назарбаев, началом промышленной добычи нефти на Кашагане. (По последним прогнозам Миннефти, разработка месторождения должна начаться в сентябре.)
К слову, Кэмерон восхищен Кашаганом: “Его впечатляющие масштабы стали дополнительными показателями потенциала страны”.
А вот британских журналистов заинтересовала ситуация с правами человека в Казахстане. Журналист прямо спросил британского лидера, говорил ли тот с президентом Назарбаевым о необходимости их соблюдать. Кэмерон ответил дипломатично, мол, говорил и все о’кей. А вот Назарбаев решил добавить к дипломатии откровенности.
“Я думаю, журналист, который задал такой вопрос, впервые посещает Казахстан. Обычно так бывает, когда первый раз посещают. С вашего острова видится, что все постсоветское пространство средневековое, которое чуть ли не на верблюдах ездит вместо автомашин, но это, наверное, естественно. Вот вы проехали три государства, которые оканчиваются на “стан” - Пакистан, Афганистан, прибыли в Казахстан. Надеюсь, вы можете сравнить отношения в этих государствах, - начал президент. - Что касается прав и свобод человека, я считаю, Казахстан обеспечивает основные права. У нас открытые, свободные, альтернативные выборы президента, три политические партии присутствуют в парламенте (интересно, что всякий раз, называя количество партий в парламенте, все забывают посчитать лидера Партии патриотов сенатора Гани Касымова, единично, но все же занимающего кресло в парламенте. -
“НП”), у нас работает оппозиция. В Казахстане 3 тысячи средств массовой информации, в том числе иностранных. У нас нет политического гонения, и если кто-то в тюрьме и так далее - назовите такие фамилии. Это общие разговоры...”
Назарбаев честно признался, что да, до Европы мы не - дотягиваем - с правами. Но не потому, что не хотим - просто опыта маловато, да и времени развития демократии в прошлом мало: “Демократия полная для нас - это не начало, а конец пути. По этому пути мы и идем”.
А вот как идем - это наше дело. “Перейти (к демократии. -
“НП”) всего за 20 лет - это не так просто, мы не имеем права но ошибку, поэтому мы будем двигаться очень осторожно. За советы, замечания благодарим вас, но указывать нам никто не имеет права - как нам жить и строить нашу страну”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |