|
Галя Галкина
Кто велит?
С нарастающим чувством восхищения всматриваюсь в картины, что висят на стенах маленькой мастерской. Эти полотна созданы - сотканы - с помощью крючка и цветных ниток, стежок за стежком. Они воистину драгоценны и детализированы. Каждая петелька - лишь атом в сюжете картин, разгадывающих тайны бытия. Вспомнились строки из Пастернака: “Не знаю, решена ль загадка зги загробной, но жизнь, как тишина осенняя, подробна”.
Есть здесь также живописные работы - мотивы номадов, выполненные будто бы рукой Матисса. Картины, созданные на коже, батик... Все это многообразие прикладного искусства создает семья Омирзака Рыстанулы и Калимхан Рахметбайкызы.
Творческая семья приехала в нашу страну почти 20 лет назад из Монголии. Художники сохранили редкое в наши дни искусство вышивания біз кесте, которое досталось им от предков, выходцев из Казахстана
Глава семьи Омирзак Рыстанулы закончил германскую государственную Академию искусств в городе Галле. Он учился у профессоров Вилли Зитте и Иоганнеса Вагнера. Там, в Европе, он обучался основам монументально-декоративного искусства. Шедевры Пикассо, Матисса он изучал в музеях Европы. Это впечатление отразилось на творчестве Омирзака Рыстанулы - художник обрел особый матиссовский почерк, его нежные цвета и ускользающие линии. В сюжетах живописных картин Омирзака Рыстанулы - родовые знаки, элементы наскальных рисунков, тотемные животные номадов... Непременный элемент в картинах мастера - национальный орнамент, используемый в разных техниках. Работы Омирзака Рыстанулы хранятся в Государственном музее искусств имени М. Шарова в городе Улан-Батор в Монголии. Имеются полотна художника в Дирекции художественных выставок Союза художников МНР, в художественном фонде Дирекции художественных выставок РК. Работы Омирзака Рыстанулы хранятся в частных коллекциях Монголии, Казахстана, Японии, Италии, России, Франции, США, Германии, Великобритании и других стран. Такова же география участия в международных выставках семьи Рыстанулы.
|
Творческая семья Рыстанулы - мастера живописи, вышивания (бiз кесте), батика, рисунка на коже.
Слева направо: Айнур Омирзаккызы, Омирзак Рыстанулы, Гульназым Омирзаккызы. Стоит Калимхан Рахметбайкызы. Фото лежит на тускииз - ковре-шедевре, выполненном мамой Калимхан, Улжан, почти сто лет назад |
Удивительные миры вывязывают крючком на ткани Калимхан Рахметбайкызы и две ее старшие дочери - Айнур и Гульназым. Младшие выбрали иной путь: Куралай получила диплом по туризму, Асель - экономист. Но и они любительски занимаются семейным искусством, которое стало потребностью. Старшие дочери Айнур и Гульназым - выпускницы Казахской национальной Академии искусств имени Т. Жургенова. Они стали продолжателями дела отца и матери. Работы художниц неизменно занимают первые места на многих престижных фестивалях и международных конкурсах. Картина “Дождь” Гульназым Омирзаккызы завоевала первое место и удостоена золотой медали на Международном фестивале творческой молодежи “Шабыт”. В 2010 году Гульназым Омирзаккызы стала лауреатом государственной премии “Дарын”. Гульназым закончила магистратуру, написав научное исследование на тему творчества своей династии. Она - член Союза художников РК. Дипломная работа Гульназым находится в одном из залов Аппарата Президента РК. Это большое полотно, состоящее из четырех фрагментов. Гульназым в настоящее время работает в Астане преподавателем колледжа, учит студентов живописи.
Айнур Омирзаккызы - живописец-монументалист. Она - мама четверых детей. Именно поэтому основной сюжет почти всех ее работ - материнство. На основе работ Айнур были созданы открытки, которые дарили новорожденным алматинцам, их семьям. Это было в период, когда акимом Алматы был Имангали Тасмагамбетов. Акция вызывала самые положительные эмоции у женщин.
В мастерской имеются подлинные реликвии семьи Рыстанулы. На спинки дивана и кресла наброшены живописные ковры, казахские тускииз. Эти уникальные антикварные работы выполнены мамой Калимхан - Улжан. Ковры вышиты крючком с элементами пэчворка. Искусная, тонкая работа, вызывающая восхищение. Этим коврам почти сто лет, их бережно хранит семья Калимхан. Но для мастериц эти удивительные работы не только память о мастерице Улжан, но и образец искусства біз кесте. По этим коврам учились Калимхан, Айнур, Гульназым. Конечно же, художницы пошли дальше. Они используют мотивы, приемы творчества, развивают их, придумывают что-то новое, но при этом остаются в стилистике работ своих предков. Ведь они являются продолжателями династийного занятия.
В мастерской над одним из ковров, выполненных Улжан, размещена картина - Калимхан воспроизвела в ней этот самый ковер своей мамы, тщательно повторив все приемы, воссоздав орнамент, применив всю технику оригинала. Получилась своеобразная цитата по мотивам творчества Улжан. По словам Калимхан, ее мама в течение года работала над каждым ковром. Эти вещи носили вполне прикладной характер, ковры висели на внутренней стороне юрты. Лишь много позже к девушке пришло осознание того, что ковры ее матери являются произведениями искусства, настоящими шедеврами. До сих пор работы Улжан дают вдохновение дочери и четырем внучкам.
В работах последовательниц Улжан постепенно менялся дизайн рисунка, он стал современным, но в эскизах сюжетов используется основа творчества ковроткачества - орнамент, его многообразные элементы, сохранен почерк Улжан.
Мама главы семьи Омирзака Рыстанулы, Шарымхан, тоже занималась подобным творчеством - вязала крючком. Она ушла из жизни в возрасте 85 лет. До 75 лет неутомимо вышивала.
Сама Калимхан занимается творчеством 20 лет, но начинала делать первые работы с 8 лет, помогала маме. Она стала продолжательницей ее творчества.
- Я использую в своих картинах орнамент. Это основа любой картины. Элементы орнаменты читаются в сюжете, в фигурах героев картин, в пейзажах, символах.
На одной из картин Калимхан изображена ночная степь. Все пространство картины полно объектов казахской степи, знаков и символов - здесь и каменный балбал, наскальные рисунки, глаз - как символ ясного, недремлющего сознания кочевников. На картине Гульназым изображены рыбы, символизирующие вечность...
Одну из работ Калимхан приобрели в ОАЭ для подарка супружеской паре, отметившей 75-летний юбилей свадьбы. Эта картина получила второе место в 2012 году на Международном фестивале в Арабских Эмиратах. Картину Калимхан приобрел также знаменитый голливудский актер Стивен Сигал.
Семья Калимхан Рахметбайкызы родом из Монголии, ее предки-казахи уехали из Казахстана еще в 20-х годах прошлого тысячелетия. Ее отец Рахметбай был известным в Монголии художником, возглавлял Союз художников Монголии. Его картины хранятся в Государственном музее в Улан-Улгие, самые первые были написаны еще в 14 лет. Дед Калимхан, Даутбай, был сподвижником алашордынцев, революционером, служил вместе с Тураром Рыскуловым, успел эмигрировать в Монголию, иначе разделил бы участь своих репрессированных товарищей. Калимхан родилась в Монголии в городе Баян Улгий. Здесь же у мамы обучалась будущей профессии. Познакомилась с Омирзаком, когда он приехал после обучения в Германии в Монголию, чтобы изучать творчество местных казахов, работать. Так и возникла семья художников. Омирзак родом из Семея.
Однажды семья Омирзака и Калимхан приняла решение перебраться в Казахстан. Они приехали в 1992 году, вот уже больше 20 лет живут в Казахстане, занимаются любимым искусством.
Династия художников побывала во многих странах мира - во Франции, Турции, Германии, Швеции, Великобритании... Работы семьи Рыстанулы активно приобретали. В Европе очень ценят искусство вязания картин крючком. Европейские мастера, отдавая дань Калимхан Рахметбайкызы, признавались, что им самим не хватает терпения создавать подобные работы. Это очень кропотливый труд, что отражается в стоимости работ. Полотно размером метр на метр может стоить до 2 тысяч долларов. Конечно же, цены зависят от сложности работы. Чтобы создать работу формата А-4, Калимхан работает целую неделю.
Когда у Калимхан была персональная выставка в Конгресс-холле в Лондоне, художницей заинтересовались галереи Великобритании. Омирзак и Калимхан получили предложение работать в этой стране, где произведения семьи очень востребованы. Но Калимхан, рассмотрев условия, отказалась от лестного предложения:
- Чтобы так работать, нужны большие расходы - на переезды, перевоз картин, оформление документов. Условия Великобритании привлекательны тем, что там художник не заботится о продаже картин. Этим занимаются галерея, агенты. Подобные же предложения делают российские галереи. А здесь, в Казахстане, мы сами продаем картины, что создает проблемы.
- Мы творческие люди, у нас нет своего бизнеса. Каждая работа создается долго. К примеру, певец может быстро заработать. Он выступит и сразу получает свой гонорар. А нам требуются годы, чтобы создавать свои работы. И если у нас будет спонсор, то мы сделаем лучшие работы.
В декабре прошлого года у семьи Рыстанулы была персональная выставка в Художественной галерее в Астане. Художники представили 80 работ, многие из них были приобретены. Картины брали для украшения интерьеров кафе, ресторанов, конференц-залов, а также в подарок.
Калимхан напряженно работает. По ее словам, она 20 лет не отдыхала. В семье художников, как и в любой другой, много расходов - главным образом на учебу детей... Поэтому Калимхан пока не может позволить себе взять отпуск. Дочери стараются следить за здоровьем труженицы-мамы. Гульназым делает ей массаж, девушка обладает особым даром, в ее руках целительная сила, биотоки, которые облегчают состояние Калимхан.
Невольные жалобы Калимхан на усталость вызывают сочувствие и понимание. Любое дело требует самоотдачи. Но здесь не просто работа, а прикосновение к тайне. Где же этот источник вдохновения? Кто диктует эти магические сюжеты? И вновь вспоминаются стихи Бориса Пастернака, посвященные искусству стихосложения. Но как близко это любому искусству: “Ты спросишь, кто велит? - Всесильный Бог деталей, Всесильный Бог любви...” |