ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



БIЗ КЕСТЕ – ИСКУССТВО ПРЕДКОВ Горячие новости / Люди

Галя Галкина
Кто велит?
С нарастающим чувством восхищения всматриваюсь в картины, что висят на стенах маленькой мастерской. Эти полотна созданы - сотканы - с помощью крючка и цветных ниток, стежок за стежком. Они воистину драгоценны и детализированы. Каждая петелька - лишь атом в сюжете картин, разгадывающих тайны бытия. Вспомнились строки из Пастернака: “Не знаю, решена ль загадка зги загробной, но жизнь, как тишина осенняя, подробна”.
Есть здесь также живописные работы - мотивы номадов, выполненные будто бы рукой Матисса. Картины, созданные на коже, батик... Все это многообразие прикладного искусства создает семья Омирзака Рыстанулы и Калимхан Рахметбайкызы.
Творческая семья приехала в нашу страну почти 20 лет назад из Монголии. Художники сохранили редкое в наши дни искусство вышивания біз кесте, которое досталось им от предков, выходцев из Казахстана

Глава семьи Омирзак Рыстанулы закончил германскую государственную Академию искусств в городе Галле. Он учился у профессоров Вилли Зитте и Иоганнеса Вагнера. Там, в Европе, он обучался основам монументально-декоративного искусства. Шедевры Пикассо, Матисса он изучал в музеях Европы. Это впечатление отразилось на творчестве Омирзака Рыстанулы - художник обрел особый матиссовский почерк, его нежные цвета и ускользающие линии. В сюжетах живописных картин Омирзака Рыстанулы - родовые знаки, элементы наскальных рисунков, тотемные животные номадов... Непременный элемент в картинах мастера - национальный орнамент, используемый в разных техниках. Работы Омирзака Рыстанулы хранятся в Государственном музее искусств имени М. Шарова в городе Улан-Батор в Монголии. Имеются полотна художника в Дирекции художественных выставок Союза художников МНР, в художественном фонде Дирекции художественных выставок РК. Работы Омирзака Рыстанулы хранятся в частных коллекциях Монголии, Казахстана, Японии, Италии, России, Франции, США, Германии, Великобритании и других стран. Такова же география участия в международных выставках семьи Рыстанулы.
alt

Творческая семья Рыстанулы - мастера живописи, вышивания (бiз кесте), батика, рисунка на коже.
Слева направо: Айнур Омирзаккызы, Омирзак Рыстанулы, Гульназым Омирзаккызы. Стоит Калимхан Рахметбайкызы. Фото лежит на тускииз - ковре-шедевре, выполненном мамой Калимхан, Улжан, почти сто лет назад

Удивительные миры вывязывают крючком на ткани Калимхан Рахметбайкызы и две ее старшие дочери - Айнур и Гульназым. Младшие выбрали иной путь: Куралай получила диплом по туризму, Асель - экономист. Но и они любительски занимаются семейным искусством, которое стало потребностью. Старшие дочери Айнур и Гульназым - выпускницы Казахской национальной Академии искусств имени Т. Жургенова. Они стали продолжателями дела отца и матери. Работы художниц неизменно занимают первые места на многих престижных фестивалях и международных конкурсах. Картина “Дождь” Гульназым Омирзаккызы завоевала первое место и удостоена золотой медали на Международном фестивале творческой молодежи “Шабыт”. В 2010 году Гульназым Омирзаккызы стала лауреатом государственной премии “Дарын”. Гульназым закончила магистратуру, написав научное исследование на тему творчества своей династии. Она - член Союза художников РК. Дипломная работа Гульназым находится в одном из залов Аппарата Президента РК. Это большое полотно, состоящее из четырех фрагментов. Гульназым в настоящее время работает в Астане преподавателем колледжа, учит студентов живописи.
Айнур Омирзаккызы - живописец-монументалист. Она - мама четверых детей. Именно поэтому основной сюжет почти всех ее работ - материнство. На основе работ Айнур были созданы открытки, которые дарили новорожденным алматинцам, их семьям. Это было в период, когда акимом Алматы был Имангали Тасмагамбетов. Акция вызывала самые положительные эмоции у женщин.
В мастерской имеются подлинные реликвии семьи Рыстанулы. На спинки дивана и кресла наброшены живописные ковры, казахские тускииз. Эти уникальные антикварные работы выполнены мамой Калимхан - Улжан. Ковры вышиты крючком с элементами пэчворка. Искусная, тонкая работа, вызывающая восхищение. Этим коврам почти сто лет, их бережно хранит семья Калимхан. Но для мастериц эти удивительные работы не только память о мастерице Улжан, но и образец искусства біз кесте. По этим коврам учились Калимхан, Айнур, Гульназым. Конечно же, художницы пошли дальше. Они используют мотивы, приемы творчества, развивают их, придумывают что-то новое, но при этом остаются в стилистике работ своих предков. Ведь они являются продолжателями династийного занятия.
В мастерской над одним из ковров, выполненных Улжан, размещена картина - Калимхан воспроизвела в ней этот самый ковер своей мамы, тщательно повторив все приемы, воссоздав орнамент, применив всю технику оригинала. Получилась своеобразная цитата по мотивам творчества Улжан. По словам Калимхан, ее мама в течение года работала над каждым ковром. Эти вещи носили вполне прикладной характер, ковры висели на внутренней стороне юрты. Лишь много позже к девушке пришло осознание того, что ковры ее матери являются произведениями искусства, настоящими шедеврами. До сих пор работы Улжан дают вдохновение дочери и четырем внучкам.
В работах последовательниц Улжан постепенно менялся дизайн рисунка, он стал современным, но в эскизах сюжетов используется основа творчества ковроткачества - орнамент, его многообразные элементы, сохранен почерк Улжан.
Мама главы семьи Омирзака Рыстанулы, Шарымхан, тоже занималась подобным творчеством - вязала крючком. Она ушла из жизни в возрасте 85 лет. До 75 лет неутомимо вышивала.
Сама Калимхан занимается творчеством 20 лет, но начинала делать первые работы с 8 лет, помогала маме. Она стала продолжательницей ее творчества.
- Я использую в своих картинах орнамент. Это основа любой картины. Элементы орнаменты читаются в сюжете, в фигурах героев картин, в пейзажах, символах.
 На одной из картин Калимхан изображена ночная степь. Все пространство картины полно объектов казахской степи, знаков и символов - здесь и каменный балбал, наскальные рисунки, глаз - как символ ясного, недремлющего сознания кочевников. На картине Гульназым изображены рыбы, символизирующие вечность...
Одну из работ Калимхан приобрели в ОАЭ для подарка супружеской паре, отметившей 75-летний юбилей свадьбы. Эта картина получила второе место в 2012 году на Международном фестивале в Арабских Эмиратах. Картину Калимхан приобрел также знаменитый голливудский актер Стивен Сигал.
Семья Калимхан Рахметбайкызы родом из Монголии, ее предки-казахи уехали из Казахстана еще в 20-х годах прошлого тысячелетия. Ее отец Рахметбай был известным в Монголии художником, возглавлял Союз художников Монголии. Его картины хранятся в Государственном музее в Улан-Улгие, самые первые были написаны еще в 14 лет. Дед Калимхан, Даутбай, был сподвижником алашордынцев, революционером, служил вместе с Тураром Рыскуловым, успел эмигрировать в Монголию, иначе разделил бы участь своих репрессированных товарищей. Калимхан родилась в Монголии в городе Баян Улгий. Здесь же у мамы обучалась будущей профессии. Познакомилась с Омирзаком, когда он приехал после обучения в Германии в Монголию, чтобы изучать творчество местных казахов, работать. Так и возникла семья художников. Омирзак родом из Семея.
 Однажды семья Омирзака и Калимхан приняла решение перебраться в Казахстан. Они приехали в 1992 году, вот уже больше 20 лет живут в Казахстане, занимаются любимым искусством.
Династия художников побывала во многих странах мира - во Франции, Турции, Германии, Швеции, Великобритании... Работы семьи Рыстанулы активно приобретали. В Европе очень ценят искусство вязания картин крючком. Европейские мастера, отдавая дань Калимхан Рахметбайкызы, признавались, что им самим не хватает терпения создавать подобные работы. Это очень кропотливый труд, что отражается в стоимости работ. Полотно размером метр на метр может стоить до 2 тысяч долларов. Конечно же, цены зависят от сложности работы. Чтобы создать работу формата А-4, Калимхан работает целую неделю.
Когда у Калимхан была персональная выставка в Конгресс-холле в Лондоне, художницей заинтересовались галереи Великобритании. Омирзак и Калимхан получили предложение работать в этой стране, где произведения семьи очень востребованы. Но Калимхан, рассмотрев условия, отказалась от лестного предложения:
- Чтобы так работать, нужны большие расходы - на переезды, перевоз картин, оформление документов. Условия Великобритании привлекательны тем, что там художник не заботится о продаже картин. Этим занимаются галерея, агенты. Подобные же предложения делают российские галереи. А здесь, в Казахстане, мы сами продаем картины, что создает проблемы.
- Мы творческие люди, у нас нет своего бизнеса. Каждая работа создается долго. К примеру, певец может быстро заработать. Он выступит и сразу получает свой гонорар. А нам требуются годы, чтобы создавать свои работы. И если у нас будет спонсор, то мы сделаем лучшие работы.
В декабре прошлого года у семьи Рыстанулы была персональная выставка в Художественной галерее в Астане. Художники представили 80 работ, многие из них были приобретены. Картины брали для украшения интерьеров кафе, ресторанов, конференц-залов, а также в подарок.
Калимхан напряженно работает. По ее словам, она 20 лет не отдыхала. В семье художников, как и в любой другой, много расходов - главным образом на учебу детей... Поэтому Калимхан пока не может позволить себе взять отпуск. Дочери стараются следить за здоровьем труженицы-мамы. Гульназым делает ей массаж, девушка обладает особым даром, в ее руках целительная сила, биотоки, которые облегчают состояние Калимхан.
Невольные жалобы Калимхан на усталость вызывают сочувствие и понимание. Любое дело требует самоотдачи. Но здесь не просто работа, а прикосновение к тайне. Где же этот источник вдохновения? Кто диктует эти магические сюжеты? И вновь вспоминаются стихи Бориса Пастернака, посвященные искусству стихосложения. Но как близко это любому искусству: “Ты спросишь, кто велит? - Всесильный Бог деталей, Всесильный Бог любви...”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение