|
Наталия Цой
О махинациях во время Единого национального тестирования в народе ходят легенды. Кстати, многие из них очень похожи на правду, так как неопровержимым доказательством являются невероятно высокие результаты у тех выпускников, которые в течение учебного года отнюдь не блистали своими знаниями
Что в данном случае может быть причиной, догадаться несложно. Конечно, есть некоторая доля везения, когда отчаявшиеся ученики применяют так называемый метод тыка. Но, как показывает статистика, “натыкать” наугад удается не каждому.
Скорее всего, в первую очередь на помощь приходят старые добрые шпаргалки, отменить которые не в силах ни одни драконовские методы со стороны преподавателей, причем многие предпочитают писать их от руки. Дань уважения почти ушедшему в прошлое эпистолярному жанру?
Сегодня можно рассчитывать и на электронных помощников, среди которых первое место занимает мобильный телефон, который якобы нельзя было проносить с собой на тестирование. Как оказалось, можно все, было бы желание. Вот как описывает один из выпускников процесс сдачи ЕНТ: “Начали запускать к 9 часам, арок не было, металлоискатель - формальность. Пока всех рассадили, уже было 10 часов. Хочу заметить, что у тех, кому повезло и кого посадили около окон, телефонная сеть не обрубалась практически ни разу за все время тестирования.
Не прошло и часа с начала тестов, как все начали фоткать свои тестники и проситься выйти по нужде. В аудитории были слышны щелчки от снимков, но нашему проверяющему было глубоко по барабану. Его даже не смутило, что все разом решили сходить в туалет, кого-то отпускал по несколько раз. Ни у кого результаты не аннулировали. Под конец тестирования в аудитории начался полнейший беспредел. Многие доставали трубки и начинали там же звонить своим учителям, помощникам и так далее. Организации никакой, контроля никакого”.
Вполне понятно желание каждого получить балл повыше несмотря ни на что, поэтому ни кого не удивляет, что методы достижения цели самые разнообразные. Например, в той же России дети пользовались специальными часами, в которые вмонтирован мобильный телефон. Схема очень простая - проводишь провода под одеждой, наушники в уши, особенно удобно девушкам и юношам с длинными волосами, и вперед - слушать подсказки.
Мало того, были специально подготовленные люди, которые за определенную сумму сопровождали каждого, кто выразил пожелание отвечать на тесты под диктовку. По словам этих помощников, желающих было немало, помогли всем. По понятным причинам все имена остались неизвестными.
Но самым универсальным и желанным были и остаются попытки заполучить варианты вопросов. Но тут в основном подключаются родители, так как речь идет о нешуточных суммах и серьезных связях. Как ни странно, многим удается этот фокус.
Правда, в последнее время появился еще один вариант, вернее, адаптировали старый, уже известный, когда за плату преподаватели обещали блестящий результат. Но раньше это выглядело проще, то есть учитель брал деньги и просто ждал, сдаст или не сдаст выпускник экзамен. Сдал - остался в наваре, нет, деньги с извинениями возвращались родителям. Да и суммы были весьма скромными, подъемными.
Сейчас все гораздо сложнее и дороже. Начнем с того, что желание заработать на чужой беде всегда было, причем мошенники очень точно, по рыночной цене, считали, во сколько обойдутся их услуги. В этом году, например, желанные 125 баллов оценили ни много ни мало в 450 000 тенге. И обещали 100-процентный результат.
Интересно, если ЕНТ приравняли к государственному секрету, то каким образом можно гарантировать такой результат? Или это прерогатива избранных, имеющих допуск в “святая святых”. Получается, что за деньги все-таки можно купить все, ну, по крайней мере, пресловутую “путевку в жизнь”, без которой для тебя не могут быть открыты пути-дороги. А размер оплаты играет роль ограничителя, мол, не каждому дано, не каждому по карману светлое будущее.
Впрочем, никто и не сомневается в том, что наш человек может обойти любые запреты, замки и секреты, особенно если это касается любимого чада. Но зачем тогда нужны все эти бутафорские законы, если они в итоге не работают. Ведь, если верить чиновникам, меры были предприняты самые серьезные: глушилки, служба безопасности, гриф секретности, специальные комиссии.
Может, пора, раз уж ЕНТ планирует прижиться в нашем обществе, придумать что-то более действенное? Например, заставить всех подписать документ о неразглашении этой самой государственной тайны (хотя, кто знает, может, это уже делается, просто мы ничего об этом не знаем). Или создать несколько групп, составляющих вопросы для ЕНТ, которые не будут пересекаться между собой и, соответственно, не будут знать, какие именно задания будут даны по другим предметам. А может, нужно иметь несколько утвержденных вариантов, чтобы до последнего никто не знал, какой именно из запечатанных конвертов ляжет на стол перед выпускником.
И еще, могут ли привлекаться к уголовной ответственности те, кто владеет информацией и хочет продать ее по спекулятивной цене? Если да, какой срок им светит? Интересно, думали ли чиновники о том, что, внедряя ЕНТ, они могут породить еще одну коррумпированную структуру, только более изощренную? Понятно, что изначально суть этого новшества была совсем другая, с благими намерениями. Просто, как это всегда бывает, в нашем исполнении тестирование приобрело совсем другой смысл.
|
Справка “НП”
По всем главным параметрам результаты ЕНТ-2013 выше прошлогодних. В национальном тестировании в текущем году приняли участие 95 487 выпускников из 99 565 записавшихся, удалили с аннулированием результатов за неоднократные нарушения 31 выпускника. В итоге окончательное количество участников - 95 456 выпускников, или 96 процентов от числа подавших заявление. Улучшилось качество тестовых заданий, это показывают итоги апелляции. Всего подали апелляций на 700 вопросов. Из них удовлетворены 156.
Средний балл по республике составил 74,5. Он выше прошлогоднего на 3,6 балла. На 16 тысяч человек уменьшилось число выпускников, не преодолевших пороговый уровень в 50 баллов. В 2013 году - 27 465, или 28,8 процента, в 2012 году - 43 163 (37 процентов). Более чем на 400 увеличилось число тех, кто набрал более 100 баллов. В 2013 году - 11 167 (в 2012 году - 10 756). Максимальные 125 баллов набрали 7 выпускников (в 2012 году - 3 выпускника). Из 4489 претендентов на “Алтын белгi” подтвердили свои знания - 1474, или 33,6 процента (2012 году - 25 процентов), в том числе с казахским языком - 1059, с русским языком - 391, остальные - с узбекским и уйгурским языками обучения. |