|
Юлиана Жихорь
Астана активно готовится к празднованию своего дня рождения. По традиции, к празднику предполагается запустить в строй очередной уникальный строительный объект. На сей раз им станет новый театр оперы и балета
Столичный театр станет третьим в мире, построенным в ХХI веке (еще два были запущены в Копенгагене и Осло). Но, судя по настрою властей, известность он должен набрать, как минимум, как “Ла Скала”.
“Это первый театр в Казахстане, отвечающий всем техническим требованиям для проведения сложных оперных и балетных постановок”, - заявил министр культуры
Мухтар Кул-Мухаммед. Рискнем напомнить, однако, что лет 7 тому назад подобные же дифирамбы по уникальности и техническим требованиям уже звучали. В адрес оперной сцены Дворца Мира и Согласия (в простонародье Пирамида). Однако до настоящего времени ни одной полноценной постановки в Пирамиде так и не было осуществлено. В лучшем случае сцена использовалась (пару раз) под спектакли опералии. Но чаще всего - под торжественные собрания по разным праздничным событиям и сборные концерты.
Площадь нового здания составляет 64 тысячи квадратных метров, главной сцены - 935 квадратных метров. (Для сравнения министр привел Копенгагенский театр, где площадь равна 41 тысяче квадратных метров, и сцену в Осло: ширина и длина нашей 21 и 59 метров, норвежской - 16 и 40.). Технические достижения вроде боковых сцен и машинария “делают сцену “Астана Опера” одной из самых технически оснащенных сцен мира”. В здании также имеются 8 дополнительных залов, 11 репетиционных помещений, зал камерной музыки на 250 мест, пресс-залы и другие “функциональные комнаты”. (В общем, в случае чего театр можно использовать и для других целей.)
Зрительный зал рассчитан на 1250 мест. Акустика, как заявляют, имеет “уникальные звуковые характеристики - в зале нет ни единого “провального” места, где было бы плохо слышно”.
Оценить все эти достижения зрители смогут 21 июня на премьере классической национальной оперы Мукана Тулебаева “Биржан и Сара” в постановке Юрия Александрова. 3 июля в рамках празднования Дня столицы состоится балет Чайковского “Спящая красавица” в постановке Юрия Григоровича. “Хотел бы особо отметить: во всех спектаклях заняты исключительно казахстанские мастера оперного и балетного искусства, преимущественно молодого поколения”, - уточнил Кул-Мухаммед.
А вот мировая премьера театра состоится после отечественной “обкатки” - в октябре оперой Верди “Аттила”, которая впервые ставится на казахстанской сцене. Ну а в будущем обещают ежегодно радовать зрителей четырьмя премьерами: двумя оперными и двумя балетными.
Впрочем, если первые спектакли будут ставиться местными силами, то в дальнейшем акцент будет сделан на мировых звезд. “Мы ориентированы на создание театра мирового класса. Поэтому к сотрудничеству на контрактной основе будут приглашаться известные топ-менеджеры театрального искусства, звезды мировой величины. Уже есть договоренности по обмену опытом с лучшими европейскими театрами”, - сообщил министр. Впрочем, своих тоже не оставят. По крайней мере, в состав новой труппы должны войти 50 победителей престижнейших международных конкурсов.
Однако проблем у нового столичного детища тоже предостаточно. Отечественные певцы и танцоры, несмотря на все свои конкурсные достижения, зарплату получают маленькую. А как быть с новой, судя по всему, в министерстве еще не определились. Единственное, о чем сообщил министр, “со следующего года мы переходим на контрактную систему, по которой работают все ведущие театры мира”.
Вторая проблема (и снова денежная) - изготовление декораций для огромной сцены (старые, естественно, не годятся по причине их маленьких габаритов). Добавить сюда необходимость “увеличения вспомогательного персонала, соответствующего масштабу нового театра”, и объемы финансового обеспечения нового театра возрастают в разы.
Пока “Астана Опера” “известна и популярна” лишь в мечтах и планах. “Театр узнаваем лишь тогда, когда на его сцене выступают артисты с мировым именем при постоянно действующих хоре, оркестре и кордебалете. Естественно, “Астана Опера” также готова громко заявить о себе на сценах выдающихся театров мира. Тем более что все оперные спектакли у нас идут на языке оригинала - итальянском, французском, немецком и других языках. Недавнее триумфальное выступление наших артистов в музыкальной столице мира - Вене - свидетельствует о высоком уровне отечественной музыкальной культуры, покорившей взыскательную европейскую аудиторию”, - заявил Кул-Мухаммед, тонко намекнувший на госпомощь в организации гастролей нового театра и привлечении в него “гастролеров” с мировым именем. Пока собственные не созреют до уровня Карузо, Кабалье, Нуриева и Улановой.
Астана |