|
Айгерим Бейсенбаева
Януш Вишневский: Одиночество - это эпидемия
Знаменитый польский писатель Януш Вишневский, автор нашумевшего романа “Одиночество в сети”, посетил Казахстан.
В Алматы он презентовал свой новый роман “На фейсбуке с сыном”, выступил в качестве почетного гостя киноклуба Олега Борецкого, где показывали экранизацию романа “Одиночество в сети”.
Кроме того, пан Вишневский встретился с читателями в Национальной библиотеке РК.
Но, прежде всего, знаменитый писатель встретился со своими поклонниками в книжном магазине “Меломан”. Он ответил на все вопросы своих верных читателей, и разговор, разумеется, шел об одиночестве, виртуальной сети, книгах и антифеминизме
- Моя любимая книга из мною написанных - это “Любовница”, - начинает пан Вишневский. - Так случилось, что остальных своих книг я не читал, потому что знаю, если прочту - захочу что-то изменить в них. Это невозможно.
Моя первая книга самая популярная и в Польше, и в других странах - “Одиночество в сети”. С этой книги собственно и началась моя литературная жизнь.
Эта книга была написана в определенный период моей жизни - я создал ее в большой грусти. Сейчас я бы не смог написать такое, ведь моя жизнь изменилась.
И, конечно, моя любимая книга всегда - это последняя. Потому что только написанная книга, как ребенок. О ней нужно говорить, ею нужно заниматься. На русском языке книга “На фейсбуке с сыном” вышла всего несколько месяцев назад, а в Польше - уже год как и уже завоевала популярность. К тому же это очень личная книга, реалистичная.
Что касается книг других авторов, то я стараюсь читать, хотя времени на это остается не так уж много. Я читаю на трех языках - польском, немецком и английском. У меня есть любимые писатели, например, Эрих Мария Ремарк. Я прочел по многу раз все книги Ремарка. Очень много читал Толстого и Достоевского - глубокая психологическая литература. Из современных знаю Акунина. Из казахской литературы, к сожалению, не знаю никого. Надеюсь, здесь мне посоветуют книгу казахского автора, чтобы я имел хоть какое-то представление.
Я читаю мало, потому что живу двумя жизнями - ученого и писателя.
- Януш, почему Вы сделали своих героев такими одинокими? Почему эти хорошие, умные люди так одиноки?
- В моих книгах много грусти. Даже люди, у которых есть любовь, обычно печальны, так как боятся эту любовь потерять. Я и сам любил много раз, и почему-то запоминаются именно случаи несчастливой любви.
В том, что мои герои переживают одиночество, никакой моей меркантильности нет. Я знаю, что в современном мире очень многие люди одиноки. В наши дни одиночество - это эпидемия. Все эти телефоны, интернет, а мы при этом чувствуем себя мелкими в своем одиночестве.
Я точно знаю, что чувствуют люди, потому что они пишут мне об этом. После выхода книги “Одиночество в сети” я получил 25 тысяч электронных писем. Многие просто привыкли быть одинокими.
- Как Вы относитесь к тому, что люди все больше читают книги в электронном формате? Вы не боитесь, что однажды бумажная книга станет просто сувениром для людей?
- Для меня не имеет значения, в каком виде люди читают. Главное, чтобы они читали. Нет разницы - бумажная книга или электронная, ее роль от этого не меняется.
Молодое поколение привыкло к электронным носителям, и я против этого ничего не имею. К тому же я сам ученый, занимающийся информатикой, поэтому только поощряю это явление. Моя книга “Одиночество в сети” есть в трех версиях - печатной, электронной и аудио. Но я заметил, что мои книги чаще всего читают в бумажной версии. Что меня беспокоит, на Украине, в России, не знаю, как в Казахстане, мои книги регулярно незаконно копируют.
Также Януш Вишневский рассказал об интересном опыте написания интерактивной книги.
- Это книга “Мартина”. Мне пришла в голову идея, чтобы одну книгу написали разные люди, большое количество разных людей. Так делал в свое время Стивен Кинг. Начинает писать один человек, а потом остальные посредством интернета продолжают историю. Я собирался вместе с другими людьми придумать историю.
И у нас это прекрасно получилось. В 2003 году вышла книга “Мартина”. На обложке я указал трех авторов - одного студента, женщину и себя, но работало над ней более тысячи людей. Этот проект начался в Польше, а потом продлился в России и на Украине.
Интерактивное написание книги - процесс очень интересный, но невероятно сложный. Стивен Кинг на нем даже заработал - с каждого автора, текст которого он включил в свою книгу, он брал один доллар.
Книга “Мартина” о современной студентке, о любви, о верности, о сегодняшней Польше. Эта история была придумана тысячью людей.
- С кем из ныне живущих авторов или из давно умерших Вы хотели бы написать книгу вместе?
- У меня есть опыт написания книги с тремя женщинами. Книгу “188 дней и ночей” я написал совместно со знаменитой польской журналисткой Малгожатой Домагалик.
Также я писал вместе с русским автором Ирадой Вовненко. Это роман “Любовь и другие диссонансы”.
Это очень трудная работа - писать вместе. Особенно, когда речь идет об авторе, который пишет на другом языке. Приходится иметь дело с переводчиком, а он всегда что-то меняет в тексте при переводе. И не всегда телефон и интернет помогают в этом. Хотя вот “188 дней и ночей” мы написали, не используя бумагу - просто посредством электронной переписки. Мы писали ее совместно с главным редактором популярного женского журнала Pani - ортодоксально-феминистского. Я сам, к слову, не феминист. Феминисты говорят, что мужчины и женщины должны быть на одном уровне. Для меня это не так - я считаю, что женщины лучше, чем мужчины.
Справка “НП”
Януш Леон Вишневский родился 18 августа 1954 года в городе Торунь (ПНР). Некоторое время был моряком рыболовного флота, затем окончил университет, получил степень доктора информатики и доктора химических наук.
Первый роман, “Одиночество в сети”, Вишневский написал в 2001 году. Однако автор считает себя скорее ученым, чем писателем.
“Моя жена - это наука, но у меня роман с литературой. Я думал, что жена никогда об этом не узнает”, - шутит Вишневский.
Роман “Одиночество в сети” пережил много критики, но, тем не менее, в 2006 году его экранизировали (фильм обогнал в польском прокате все голливудские новинки, а также был включен в программу Московского международного кинофестиваля в 2007 году). |