|
Ботагоз Омар
Низкие темпы модернизации отечественных НПЗ и неторопливые действия Министерства нефти и газа способствуют тому, чтобы в нашу страну ввозился российский бензин ниже стандарта Евро-3. В РФ такое топливо продавать запретили с начала этого года, поэтому Казахстан - самый подходящий рынок сбыта низкосортных продуктов нефтепереработки, невостребованных у соседей. Кстати, даже они гораздо качественнее, чем продукция казахстанских НПЗ, поэтому последние столкнулись с угрозой остановки производства.
Сопоставляя планы Кабмина с реалиями сегодняшнего дня, эксперты вывели формулу: чем красивее цифры чиновников, тем меньше доверия они вызывают
С 1 января этого года в России начал действовать запрет на оборот нефтепродуктов ниже стандарта Евро-3. Первоначально ожидалось, что производство и оборот топлива стандарта Евро-3 будут прекращены в соседней стране уже в 2009 году, но из-за того, что российские нефтекомпании не успевали с темпами модернизации НПЗ, сроки перехода на топливо более высокого эко-класса плавно переносились.
В нашей стране также планируется предпринять подобные действия, но только с начала следующего года. “Впрочем, как следует из проекта технического регламента Таможенного союза по топливу, подготовленного Министерством нефти и газа РК и размещенного на сайте ТС, запрет на оборот топлива Евро-2 для Казахстана предлагается перевести на 1 января 2016 года”, - сообщил вчера, выступая на Форуме участников рынка нефтепродуктов, организованного Казахстанской топливной ассоциацией (КТА), эксперт Института политических решений Сергей Смирнов.
Несмотря на то, что наша страна амбициозно заявляла о скором скачке с Евро-2 на Евро-4 и Евро-5, пока мы не смогли повсеместно выйти даже на мировой стандарт второго класса экологичности. И даже отбросив вопрос низкого качества продукции отечественных НПЗ, остановимся на темпах ярко заявленной правительством госпрограммы по модернизации нефтеперерабатывающих производств, которые должны быть реализованы с 2012 по 2015 год. Прошло уже четыре года с момента утверждения комплексного развития НПЗ, но три казахстанских завода пока на стадии утверждения документации (то есть до практических действий еще не дошло).
“На сегодняшний день только по проекту модернизации Атырауского НПЗ получено заключение государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД). Для реконструкции завода в Шымкенте лишь в прошлом году мы подписывали контракт с итальянской компанией на разработку ПСД, для Павлодарского нефтехимического завода ПСД еще разрабатывается”, - проинформировал Сергей Смирнов.
Несмотря на то, что реализация программы еще не начата, в сентябре прошлого года председатель правления АО “КазМунайГаз” заявил о ее удорожании с 4 до 6 миллиардов долларов США. При этом объем переработки сырья, по обещаниям топ-менеджера, увеличится с текущих 14 до 19,5 миллиона тонн в год. Но уже в январе текущего года глава КМГ проинформировал, что мощности НПЗ возрастут уже до 21 миллиона тонн к 2022 году. “Но чем более оптимистичные цифры озвучиваются чиновниками, тем меньше доверия они вызывают”, - пришел к выводу после изучения ситуации эксперт Института политических решений.
Большинство участников форума задавались вопросами, где в случае успешной реализации данных планов будут браться дополнительные объемы нефти, необходимые для переработки на модернизированных заводах. Ведь действующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не к увеличению загрузки отечественных НПЗ. По их мнению, на данный момент у Казахстана нет рычагов, которые могли бы заставить работающие в стране иностранные компании поставлять нефть на отечественные заводы.
Пока вся сложившаяся ситуация привела к тому, что, по словам Сергея Смирнова, в этом году “казахстанские нефтетрейдеры стали по демпинговым ценам скупать российское топливо”. Так, если в январе-феврале текущего года его импорт увеличился до 458 тысяч тонн с 386 тысяч тонн годом ранее, то с марта по июнь он достиг 610 тысяч тонн, а это более половины годовой нормы. В итоге топливохранилища как продавцов ГСМ, так и НПЗ оказались заполненными до краев.
Руководство НПЗ забило тревогу. И уже в конце апреля генеральный директор Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) Шухрат Данбай заявил о том, что казахстанские НПЗ не могут продать свою продукцию и находятся на грани остановки из-за перенасыщенности рынка российским бензином.
Еще в феврале, выступая на брифинге Службы центральных коммуникаций при президенте, глава МНГ Сауат Мынбаев заверял, что запрета на ввоз российских нефтепродуктов не будет. Но уже в конце апреля, когда ситуация стала более чем критической, премьер-министром страны было подписано постановление, ограничивающее импорт нефтепродуктов из России до конца текущего года. “Так АО “Национальная компания “Казахстан Темир Жолы” было дано поручение полностью ограничить поставки из России бензина марок АИ-92, 95, 96, 97 и 98 до 1 июля 2013 года, дизельного топлива - до 1 октября, бензина АИ-80 и мазута - до конца года”, - проинформировал Сергей Смирнов.
Астана |